Ситуационные центры для МГИМО

30.06.09

Ситуационные центры для МГИМО

Источник: «ДеЛайт 2000»

В настоящее время в России, как и в общемировой практике, получают все более широкое распространение ситуационные центры, которые создаются с целью эффективного решения задач управления в органах государственной власти и крупных корпорациях. Примером построения инновационного комплекса системы учебных ситуационных центров на основе высоких технологий может служить проект, реализованный компанией «ДеЛайт 2000» в МГИМО.

Деятельность госструктур и многих коммерческих предприятий характеризуется высокой динамичностью и сложностью принятия оптимальных решений. Цена ошибки здесь может быть очень высока, особенно если за короткое время необходимо получить и обработать значительный объем информации. Будущих и уже работающих менеджеров всех ступеней следует обучать в специально созданной учебной среде - в учебных ситуационных центрах (УСЦ), проводя учебно-тренировочные мероприятия.

УСЦ уже построили ведущие отраслевые высшие учебные заведения и государственные структуры. Одна из основных задач УСЦ, работающих на базе вузов, - обучение выработке и принятию коллективных решений по сложным многофакторным проблемам. Концепция построения учебного ситуационного центра включает три составляющие: методологию преподавания, информационное обеспечение, организационно-технологическую структуру. В каждом УСЦ по-разному реализуется методика преподавания, поэтому оснащение центра информационными системами и техническими средствами «подчиняется» идее методик, по которым работает преподаватель в процессе обучения. Важное место в техническом оснащении УСЦ отводится внедрению аудиовизуальных систем, обеспечивающих качественную оперативную передачу, отображение разноформатной информации и возможность совместной работы студентов над поставленными задачами.

УСЦ для вуза

Успешным примером реализации проекта создания инновационного и полнофункционального УСЦ является система ситуационных центров Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО). Система УСЦ реализована в рамках Инновационной образовательной программы МГИМО, включающей развитие перспективных проектов по ИТ-направлению (модернизацию локальной вычислительной сети, ввод в эксплуатацию центра обработки данных беспрецедентной для гуманитарного вуза мощности и др.).

Целью проекта создания комплекса УСЦ было обеспечение оперативного мониторинга экономической и политической информации для повышения эффективности обучения студентов МГИМО на основе всестороннего использования современных информационных и управленческих технологий. Для выполнения работ по созданию инфраструктуры и информационному обеспечению ситуационных центров были привлечены компании «ИБС», которая отвечала за интеграцию и заказную разработку программного обеспечения, установку оборудования ИТ-инфраструктуры; «Медиалогия», в зоне ответственности которой находился контент и информационное наполнение; «ДеЛайт 2000», выполнившая разработку и внедрение организационно-технологического комплекса.

Комплекс ситуационных центров МГИМО создавался для проведения сессий ситуационного моделирования, имитационного моделирования переговорных процессов, аналитических исследований, виртуальных голосований, организации обучающих игр в контексте международной политики, дистанционного обучения, а также проведения совещаний руководства и приглашенных VIP-гостей. Проект предполагал реализацию полного набора необходимых функций, которыми должен обладать комплекс ситуационных центров. Это одновременное отображение информации от множества источников; многоточечная система озвучивания; мониторинг процессов моделирования; организация многоточечных телеконференций и локальных конференций с синхронным переводом. А также демонстрация интерактивных презентаций; управление моделированием и презентациями из любой точки; доступ к многочисленным специализированным базам знаний, включая источники МИД РФ, геоинформационные системы и архивы СМИ за несколько лет; протоколирование совещаний, включая видео- и аудиозапись.

При выполнении проекта специалисты «ДеЛайт 2000» провели анализ учебных процессов и методических подходов к инновационным формам обучения, и исходя из этого предложили оптимальное техническое и планировочное решение. Техническое решение по оснащению учебных ситуационных центров включает в себя широкий спектр специализированных систем и технологий, в том числе: экраны коллективного пользования, средства видеоконференц-связи, мощную звуковую систему, беспроводную сеть для подключения индивидуальных ноутбуков к общей информационной системе, мобильную систему синхронного перевода, источники сигналов, систему документирования, средства коммутации, систему управления, индивидуальные рабочие места, специализированную мебель.

Итоги проекта

В результате выполнения проекта в единую систему МГИМО объединены три учебных ситуационных центра. Топливно-энергетический УСЦ, связанный с центром компании «Роснефть», представляет собой классический СЦ, оснащенный по типу зала совещаний со всеми условиями для обучения навыкам проработки и принятия решений. В Политико-дипломатическом учебном ситуационном центре, связанном с аналогичным центром МИД России, для проведения сессий ситуационного моделирования реализовано наиболее высокотехнологичное решение. Ситуационный центр Международного маркетинга и рекламы, связанный с основными мировыми торговыми площадками, создан по типу современной мультимедийной аудитории.

Техническое оснащение ситуационных центров МГИМО позволило сформировать особую учебную аудиовизуальную среду, обеспечив возможность использования во время занятий видеозаписей, ТВ-трансляций, информации из баз данных и геоинформационных систем, а также проведения сеансов видеоконференц-связи, поддержки синхронного перевода и протоколирования хода обсуждения. Все три учебных ситуационных центра связаны друг с другом. На их базе проводятся учебные программы моделирования работы крупнейших международных институтов. Программы задействуют практически все факультеты и направления специализации МГИМО. В учебных центрах студенты под руководством преподавателей приобретают навыки выработки и принятия решений, анализируя как учебные, так и реальные ситуации в различных регионах планеты. Такая схема направлена на создание абсолютно новой модели подготовки выпускников, готовых к командной работе в ситуации необходимости принятия решений в масштабе реального времени с использованием современных аудиовизуальных технологий.

Так, например, в Топливно-энергетическом центре система ВКС позволяет организовывать многоточечные сеансы видеосвязи с внешними источниками и другими ситуационными центрами, а система озвучивания и звукоусиления помогает любому из участников принимать активное участие в обсуждении. В Политико-дипломатическом ситуационном центре при проведении ситуационных моделирований для отображения сопутствующей информации используется система визуализации на основе видеостены высокого разрешения с возможностью вывода на нее информации с любого из рабочих мест или с любой видеокамеры. Модератор сессий ситуационного моделирования или преподаватель имеют возможность непрерывного мониторинга работы участников моделирования, принятия решений на основе их общения, проведения голосования, управления вариантами развития ситуации. Система протоколирования сессий моделирования ведет полную запись хода моделирования для последующего анализа и оценки. В ситуационном центре Международного маркетинга и рекламы обеспечен доступ к различным аналитическим инструментам и реализованы широкие возможности управления мультимедийным комплексом. Каждое рабочее место студента может управляться дистанционно; преподаватель имеет возможность брать на себя управление любым рабочим местом или транслировать картинку с собственного монитора всем студентам.

Наличие в одном вузе сразу трех учебных ситуационных центров, объединенных в единое информационное пространство, существенно расширяет возможности каждого отдельного СЦ. В рамках проекта реализовано наблюдение за процессами ситуационного моделирования и аналитическими работами из любого другого СЦ, может проводиться совместная дистанционная работа ситуационных центров в виртуальном пространстве.

Создание СЦ в МГИМО является инновацией в российской системе образования. Высокий технический уровень оснащения учебных помещений МГИМО создает благоприятные условия для профессионального обучения будущих дипломатических работников. Использование современных информационных технологий, в том числе связанных с представлением и обработкой аудио- и видеоинформации, позволяет МГИМО поддерживать имидж признанного в международном сообществе высшего учебного заведения.

CNEWS.справка
МГИМО - старейший российский университетский центр по подготовке специалистов международного профиля, созданный в 1944 году. В МГИМО обучается более 5500 студентов, открыто 6 факультетов, 54 кафедры, обучение по различным дисциплинам ведут 150 профессоров и докторов наук, 400 кандидатов наук, 300 доцентов, 400 преподавателей высокой квалификации.

CNEWS.справка
Компания «ДеЛайт 2000» - один из ведущих российских системных AV-интеграторов - основана в 1995 году. Компания выполняет комплексное оснащение объектов презентационными, информационными и инженерными системами. Основные компетенции: профессиональная экспертиза в разработке многофункциональных аудиовизуальных комплексов с учетом функциональных требований и сценариев работы; инновационный подход к решению сложных инженерных задач.

По материалам CNews


Распечатать страницу