Рейтинг ведущих вузов России 2009

10.09.09

Рейтинг ведущих вузов России 2009

Источник: «Издательский дом «ШАНС»

Благотворительный фонд В. Потанина составил ежегодный собственный комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной стипендиальной программы в 2008/09 учебном году.

Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов-отличников и профессиональный уровень лучших молодых преподавателей.

Федеральная стипендиальная программа охватывает 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов. По результатам конкурсных отборов в 2007/08 учебном году стипендиатами стали 1330 студентов этих вузов, гранты получили 133 молодых преподавателя. В отборах приняло участие ­­­­­­­­­14 157 отличников и 333 преподавателя. Конкурсные состязания проводились в течение учебного года по одним и тем же методикам, что позволило сравнить студентов и преподавателей из разных вузов.

Высшие позиции рейтинга заняли:

  • Новосибирский государственный университет (НГУ)
  • Воронежский государственный университет (ВГУ)
  • Московский государственный институт международных отношений МГИМО (Университет) МИД РФ
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)
  • Московский физико-технический институт (государственный университет (МФТИ)

К конкурсным отборам допускались студенты дневных отделений, имеющие только отличные результаты за две последние сессии, т.е. те, которых сами вузы оценивают как лучших. Критериями отбора был не уровень специальных знаний, а общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить, креативность, коммуникабельность, активность, лидерский потенциал. Первый этап – тестирование, к которому допускались все пришедшие на конкурс отличники – проверял уровень интеллекта, кругозор и логику. Во второй тур проходили студенты, набравшие наивысшие баллы в тестировании. Второй тур – ролевые игры – выявлял лидерские и организаторские качества соискателей.

По завершении конкурсных отборов последовательно в первом полугодии в западной части и во втором – в восточной части страны, Благотворительный фонд проводит Зимнюю и Летнюю школы. Участниками Школ становятся самые активные стипендиаты, которые были готовы стать волонтерами и реализовать свои инициативы по направлениям: студенческое самоуправление; студенческие научные общества и развитие профессиональных компетенций; общественно-полезная деятельность. Состав участников Школ формируется по результатам конкурса проектных заявок, присланных стипендиатами – Фонд приглашает авторов лучших из них. По условиям программы, лучшие проекты, разработанные на Школах и прошедшие публичную защиту, Фонд поддерживаются грантами.

В конкурсе молодых преподавателей также участвовали лучшие молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и преподавательский стаж не менее 3-х лет), которых выдвигал ученый совет. Затем независимые эксперты рецензировали присланные соискателями работы, в числе которых были и научно-популярные лекции. Параллельно проводилось анкетирование студентов, у которых педагоги вели занятия. В итоге преподавательская оценка складывалась в пропорции: 40% - мнение студентов и 60% - экспертное заключение. При составлении преподавательского рейтинга также учитывались баллы всех соискателей.

В итоге комплексный рейтинг вузов Благотворительного Фонда рассчитывался на основании четырех критериев, каждый из которых имел свой вес:

  • данные общего тестирования всех студентов, пришедших на отбор (36%);
  • данные по итогам второго тура – ролевых игр среди студентов (18%);
  • конкурс грантов для молодых преподавателей (40%);
  • оценки проектной активности стипендиатов на основании присланных заявок на участие в Зимней и Летней школах (6%);

Каждый вуз был проранжирован в соответствии с этими весами критериев, и его итоговое место в рейтинге определялось по общей сумме оценок.

Комментарии к рейтингу

1. О чем свидетельствует высокая преподавательская оценка.

Самые высокие преподавательские баллы оказались у вузов:

  1. Уральский государственный университет им. А.М. Горького (УргУ) (6,66)
  2. Воронежский государственный университет (ВГУ) (6,60);
  3. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (6,54);
  4. Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева (МСХА им. Тимирязева) (6,47);
  5. Московский государственный институт международных отношений МГИМО (Университет) МИД РФ (6,45);
  6. Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) (6,45);
  7. Челябинский государственный университет (ЧелГУ) (6,44);
  8. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина (КГУ) (6,43);
  9. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ) (6,37);
  10. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) (6,35),
  11. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) (6,35).

Как правило, высокие места в рейтинге у тех вузов, где уделяется специальное внимание работе с преподавательскими кадрами: есть программы стимулирования молодых преподавателей, существуют внутривузовские конкурсы, активно работают Советы молодых ученых.

2. О чем свидетельствует студенческая оценка первого дня (тестирование).

Самые высокие баллы по тестированию набрали студенты следующих вузов:

  1. Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) (6,31);
  2. Новосибирский государственный университет (НГУ) (6,25);
  3. Московский физико-технический институт (государственный университет (МФТИ) (6,17);
  4. Московский государственный институт международных отношений МГИМО (Университет) МИД РФ (6,07);
  5. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) (5,98);
  6. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) (5,94)
  7. Московский инженерно-физический институт (университет) (МИФИ) (5,93)
  8. Пермский государственный университет (ПГУ) (5,90);
  9. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) (5,81);
  10. Воронежский государственный университет (ВГУ) (5,75);
  11. Уральский государственный технический университет (УГТУ-УПИ) (5,71)

На тестирование допускаются отличники за две последние сессии. Тест является единым для всех вузов и состоит из 80 вопросов. Из них 20 вопросов - на эрудицию, 60 - на пространственный, речевой и логико-математический виды интеллекта. Позиция вуза в рейтинге зависит от общего уровня интеллекта и эрудиции обучающихся там отличников. Это может также свидетельствовать об уровне требований к студентам в том или ином вузе.

<…>

Полностью рейтинг опубликован на официальном сайте Благотворительного фонда им. В. Потанина.


Распечатать страницу