Учимся пиарить экономно

15.09.09

Учимся пиарить экономно

Источник: «Труд»

Чтобы получить работу, PR-специалистам надо владеть несколькими профессиями

Сегодня на одну позицию PR-менеджера претендуют до 160 кандидатов. А на работу принимают тех, кто согласен быть также и маркетологом, и дизайнером, и верстальщиком, и экономистом. От пиарщиков требуют и сокращать расходы за счет самостоятельной организации мероприятий. Работники недоумевают: их профессия — трата денег, а не уменьшение издержек.

Ещё недавно профессия специалиста по связям с общественностью считалась модной и престижной, в нее стремились и недавние школьники, и бывшие журналисты, и те специалисты, которые имели хоть какое-то отношение к маркетингу. Это было понятно: на раскрутку брендов и продвижение продукции компании выделяли огромные бюджеты, а хорошую зарплату предлагали даже не очень квалифицированным соискателям.

Кстати, вдобавок к ней специалисты получали приличные откаты от подрядчиков и субподрядчиков. «Год назад эта профессия была прикольной и денежной, — говорит Денис Чистяков, генеральный директор компании ProTraining. — PR-менеджеры всегда были и рядом с деньгами, и при деньгах, несмотря на то что не всегда качественно выполняли свои обязанности. Но это их не волновало, поскольку эффективность их работы оценить сложно».

По словам Дениса Чистякова, PR-отделы были раздуты, а квалификация сотрудников вызывала сомнения: многие специалисты имели дипломы непрофильных вузов. «В прошлом году я устроил на работу кандидатку, которая претендовала на зарплату 30 тысяч рублей плюс проценты от проектов, — продолжает Денис Чистяков. — Но получала она 150 тысяч рублей в месяц, что, на мой взгляд, было неоправданно большой суммой».

Вакансии удивляют

Разразился экономический кризис, и всех ассистентов PR-менеджеров, младших менеджеров и специалистов, которые вели, например, одного клиента, отказавшегося от услуг, сократили. Из-за непростой экономической ситуации пострадали и профессионалы, чей средний месячный доход был не меньше 250 тысяч рублей. «В результате всех перестановок в компаниях остались по большей части специалисты среднего уровня, готовые работать за 150 тысяч рублей и выполнять обязанности, которые раньше распределялись между несколькими людьми», — рассказывает Екатерина Бахарева, менеджер департамента продаж и маркетинга рекрутинговой компании Antal Russia.

О том, что обязанностей у PR-менеджеров прибавилось, говорят и сами работники этой сферы. Более того, чтобы быть востребованными, они вынуждены расширять свой кругозор и получать другие специальности, например менеджеров по маркетингу, верстальщиков или дизайнеров. «Когда я искала работу и проходила собеседования, услышала немало удививших меня требований, — рассказывает Татьяна Сидорова, PR-менеджер компании Eggo. — Мне предлагали заниматься в том числе версткой и обновлением сайта, дизайном и макетированием полиграфии, фотосъемками и приемом входящих звонков. Думаю, многие согласятся, что ничего общего с обязанностями менеджера по PR в этом нет».

Такой подход к работе специалистов по PR становится нормой, особенно если свободная единица появляется в штате небольшой организации. «До недавнего времени я была руководителем PR-отдела одного из банков, а сейчас ищу работу, — рассказывает Наталия. — Мне часто звонят со странными предложениями: в списке обязанностей есть, например, дизайн сопроводительной документации, интернет-рассылок и так далее. У меня в отделе этим занимался специалист, получавший зарплату не меньше моей». Наталия удивляется тому, что работодатели выдвигают такие требования. Если человек занимается дизайном, он никогда не согласится быть пиарщиком, так как неплохо зарабатывает, а вот пиарщику надо учиться и набираться опыта, чтобы разрабатывать хороший дизайн для макетов полиграфии и интернет-рассылок.

К черту традиции!

О том, что классика жанра Public Relations сегодня не работает, говорит и Светлана Замарацкая, директор по маркетингу и связям с общественностью холдинга Next Media Group. Однако она не связывает это с кризисом. «Меняется мир, появляются новые технологии, и специалисты любой сферы должны идти в ногу со временем.

Пять лет назад маркетологи и PR-менеджеры слышать не хотели об интернет-составляющей своей работы, а сегодня не мыслят продвижение без сайтов, баннеров, блогов, форумов, вирусной рекламы». Светлана думает, что навыки работы в инновационной коммуникативной сфере, знание новых технологий — необходимость, которую специалисты по PR и маркетингу обязаны принять. Со Светланой согласны и некоторые другие специалисты.

«На предыдущем месте работы мне приходилось совмещать обязанности маркетолога и PR-менеджера, — рассказывает Татьяна Сидорова. — И нет ничего плохого в том, что ты совмещаешь две работы». Рекрутеры также рекомендуют PR-менеджерам расширять свою специализацию. По словам Екатерины Бахаревой, в условиях кризиса больше шансов устроиться на работу у тех, кто будет идти в том числе и на маркетинговые позиции. А если недостаточно опыта в создании и продвижении брендов и услуг, стоит задуматься о том, как его получить. Можно начать работать на стартовых позициях в отделе маркетинга.

Контакты и ещё раз контакты

И все же сегодня есть шансы найти место, особенно в крупных интернациональных компаниях, которые даже сейчас работают с сильными игроками, либо в агентствах, работающих с IT-компаниями, — им принадлежит 80% вакансий из всех открытых. Вообще на работу привлекают людей, способных обойтись без ассистентов: самостоятельно взаимодействовать с прессой, писать пресс-релизы, заниматься кризисным менеджментом, инициировать информационные поводы, организовывать пресс-туры и другие акции для журналистов, причем с более низким бюджетом, чем год назад.

Важно иметь пул контактов журналистов: раньше у PR-менеджера был достаточный бюджет, чтобы привлекать к работе с прессой PR-агентства, а сейчас нужно самому вести все проекты от начала и до конца. Сегодня важно, чтобы сотрудник мог максимально сократить издержки компании. Как никогда при приеме на работу значимо место, где получено образование. Часто предпочтение отдают бывшим студентам МГИМО: как правило, у них изначально имеются ценные контакты. Конечно, нужно владеть иностранными языками, английским — обязательно, неплохо иметь и опыт стажировки в известной компании за границей.

Зарплаты

  • 40 000 рублей — минимальная зарплата до кризиса
  • 250 000 рублей — максимальная зарплата до кризиса
  • 10 000 рублей — минимальная зарплата сегодня
  • 150 000 рублей — максимальная зарплата сегодня

Владимир ИВАНОВ


Распечатать страницу