В Европу вместе с Россией: Казахстан определился в приоритетах

18.09.09

В Европу вместе с Россией: Казахстан определился в приоритетах

Источник: «Агентство национальных новостей»

Сотрудничество с европейскими странами — стратегический приоритет для Казахстана. Однако оно не является препятствием для развития интеграционных процессов с Россией, полагают российские и казахстанские эксперты. Более того, путь Казахстана в Европу проходит через Россию и подразумевает реализацию совместных с Россией проектов.

На днях исполнился год началу реализации государственной программы Республики Казахстан «Путь в Европу», рассчитанной на 2009-2011 годы и вызвавшей в свое время оживленную дискуссию. Куда движется Казахстан, не является ли  «путь в Европу» нашего ближайшего союзника и партнера по СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ отходом от приоритетного для Казахстана в течение последних лет вектора интеграции с Россией?

По оценке советника Комитета внешнеполитического анализа и прогнозирования МИД Казахстана Гульсаны Тулепбергеновой, программа «Путь в Европу» представляет собой своеобразную «дорожную карту» по активизации деятельности республики на европейском направлении. «Основная задача работы - заключение нового соглашения о продвинутом партнерстве Казахстана с Евросоюзом», - подчеркнула Тулепбергенова. -  При этом мы принимаем во внимание переговорный процесс Евросоюза с Россией».

Как пояснил заведующий отделом внешнеполитических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте республики Казахстан Булат Ауелбаев, после обретения независимости Казахстан проводит многовекторную политику, основанную на соображениях прагматизма. «Россия  безусловно наш стратегический партнер», заявил эксперт КИСИ.

Акцентировав внимание на том, что «путь в Европу для Казахстана играет ярко выраженный «технологический» характер, Ауелбаев подчеркнул, что «формирующийся Таможенный союз Казахстана, России и Белоруссии, создающий условия для развития наших экономик, может стать своеобразным практическим «путем в Европу» и для Казахстана, и для России».

Модернизация – то направление, которое характеризует цивилизационный выбор Казахстана, и может стать объединяющим фактором развития наших стран, полагают эксперты. По оценке директора Центра постсоветских исследований МГИМО Станислава Чернявского,  «за последнее время Казахстан сделал большой рывок не только в плане перехода к установлению правовых демократических норм, но и в их реализации». «В социальном плане и во внутренней политике сделано очень многое, не говоря уже о развитии промышленности, строительства и т.д.», отметил эксперт.

Давая оценку программе, эксперт подчеркнул, что «Нурсултан Назарбаев - один из немногих лидеров, который постоянно на протяжении постсоветского периода выдвигает сбалансированные и, как правило, подкрепленные точными расчетами программы, рассчитанные на то, чтобы превратить Казахстан, и, кстати, Россию тоже, в соединительный «мостик» между Востоком и Западом».

«Программа «Путь в Европу» лежит в этой же плоскости стратегического видения казахстанского президента. Она направлена в первую очередь на то, чтобы по многих направлениям модернизировать страну». «Казахстан - одно из немногих действительно модернизирующихся обществ и государств в современном мире», подчеркнул в свою очередь президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

Между тем, как полагает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, «Казахстан с его выверенной прагматичной позицией мог бы стать одним из «локомотивов» «новой сделки» между Европой и постсоветскими странами, включая Россию, Казахстан, а возможно и Украину с Белоруссией». Суть «сделки» заключается в выходе из нынешнего глобального экономического кризиса путем «совместного индустриального прорыва с использованием технологий стран Евросоюза и в тоже время ресурсного и человеческого потенциалов стран бывшего СССР». «При этом инициатива должна исходить именно от стран бывшего СССР, - полагает эксперт. - Программа Казахстана «Путь в Европу» - важный шаг в этом направлении».

В целом, оценивая казахстанскую программу, Минченко указал на прагматические, прежде всего, экономические стимулы, явный акцент на повышении конкурентоспособности. Минченко отметил, что казахстанский «путь в Европу» резко контрастирует со сценариями сближения с ЕС, которые используют некоторые другие страны СНГ – «идеологическим», то есть «Европа вместо России» - «евроинтеграция любой ценой» и «путем лавированиия» между Россией, ЕС, США и другими центрами силы с использованием  методов шантажа и выторговывания всяческих уступок и преференций.

Оба этих пути - это «позиция по отношению к Европе снизу вверх, акцент на формальном членстве в международных организациях без рассмотрения сути, интеграция в Европу за счет выстраивания образа врага в лице России, позиционирование себя в качестве жесткого «санитарного кордона» между Европой и Россией, деградация остальных направлений внешней политики», констатирует эксперт.

«В казахстанской программе «Путь в Европу» акцент сделан на технологиях и экономике – на том, что легче всего переносится на национальную почву. При этом выстраивание прагматичных отношений со всеми соседями, доступ иностранных инвесторов при поддержке национального бизнеса и демонстрация предсказуемости и надежности», подчеркнул Минченко. Эксперт отметил, что важным преимуществом программы является «момент осознания национальной специфики, понимания необходимости постепенного изменения в политической жизни и ориентации на гражданский, межнациональный и межконфессиональный мир, а не на внешние признаки демократизации и соответствие тем или иным навязанным извне стандартам».

«Можно высказывать претензии по демократичности системы Казахстана как и многих других стран, но мне как наблюдателю от ШОС на недавних парламентских выборах в Казахстане было приятно, что там двуязычная агитация, двуязычные избирательные бюллетени, что свидетельствует, как минимум, об уважении ко всем народам, проживающим на территории Казахстана».

Ждут ли нас в Европе и в каком качестве? Этот вопрос одинаково волнует и российских, и казахстанских экспертов. «В какой мере Запад  готов воспринимать Казахстан и Россию, евразийский мир в целом как равноправных партнеров в процессе «перезагрузки» отношений, поиска новой европейской  архитектуры – в сферах экономической, финансовой, безопасности?» - задается риторическим вопросом директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Власов. «Будет ли осуществляться обмен какими-то «цивилизационными кодами» в процессе этого взаимодействия или мы просто движемся к европейским стандартам качества жизни и этим вопрос исчерпывается?»

«Важно понимать, что «путь в Европу» - это не путь интеграции который прошли страны Восточной Европы по присоединению к ЕС», - считает Алексей
Власов. «Одностороннее ли это движение? Только ли адаптация нами западных стандартов жизни, свободы СМИ, прав человека, изменений законодательства, судебной системы и т.д. в соответствии с европейскими нормами?  Или в ходе этого движения происходит взаимное обогащение? У Казахстана, например, есть уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия. Ответы на эти вопросы лежат в плоскости практических действий Запада и его оценки наших инициатив. Казахстанская программа «Путь в Европу» - один из таких шагов навстречу друг другу», считает эксперт.

В программе «Путь в Европу» написано, отмечает Власов, что Казахстан должен активизировать усилия по продвижению собственных интересов на европейском континенте. А учитывая, что значительную часть Европы занимает Россия, казахстанский «Путь в Европу», это и есть развитие взаимной связи и взаимодействия между Россией и Казахстаном в рамках единого вектора движения. Потому что Россия также выстраивает отношения с Европой.

«Казахстан пытается примерить на себя роль не «разделительного барьера», а «моста», который будет соединять постсоветское пространство и Европу», - считает Власов. По оценке Станислава Чернявского, предстоящее председательство Казахстана в авторитетных международных организациях – в 2010 г. в ОБСЕ, а в 2011 г. в Организации Исламская Конференция -  важные ступеньки в реализации долгосрочного многовекторного стратегического курса Казахстана.
Станислав Чернявский, отметив, что Казахстан «наш ближайший союзник и верный друг», выразил надежду, что благодаря председательству Казахстана в ОБСЕ России «удастся завязать диалог по новой общеевропейской безопасности и по реализации инициативы, выдвинутой президентом Российской Федерации».

При этом эксперты констатируют, что Казахстан – «не новичок» в мировой политике. Страна имеет большой опыт взаимодействия на международной арене и председательства в таких авторитетных организациях как ШОС. Как подчеркивает директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике Андрей Федоров, «Казахстан приходит в ОБСЕ с определенным набором инициатив, многие из которых реализованы, многие находятся в стадии реализации». «Председательство в ОБСЕ – это вполне заслуженное им место, которое дает возможность реализовывать политические инициативы и механизмы».

Старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО МИД РФ Леонид Гусев обращает внимание на позитивный опыт председательства Казахстана в ШОС. «Казахстан очень сильно интегрирован в ШОС. Сейчас уже можно говорить не о двух центрах ШОС -  Китае и России, но о трех - Китае, Казахстане и России».

В свою очередь, заместитель директора Фонда «Центр политических исследований и консалтинга» Александр Кузнецов отметил важные инициативы и шаги Астаны по созданию  специальных структур по противодействию наркотрафику и  незаконной миграции в Центральной Азии.

Благодаря усилиям Казахстана, «Центральная Азия может стать одним из форпостов ОБСЕ в противодействии глобальным угрозам и вызовам», считает эксперт. Андрей Федоров при этом не исключает, что именно Казахстан способен выступить в роли инициатора важных изменений в ОБСЕ, разработки видения программы «перезагрузки» ОБСЕ на несколько лет вперед.

Эксперт отметил, что год председательства Казахстана в ОБСЕ – «принципиально важный год с точки зрения стартовой позиции, год, когда нужно идентифицировать те проблемы, которые существуют в ОБСЕ, посмотреть все, что нужно менять, и наметить механизмы работы и график».

Владимир МУРОМОВ


Распечатать страницу