Час пик в режиме импровизации

07.10.09

Час пик в режиме импровизации

Источник: «Учительская газета»

Конкурс «Учитель года России-2009» — состязание для настоящих педагогов

Оператором Всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2009» стала «Учительская газета». Пришла пора отчитаться за сделанное. Конечно, аналитическое осмысление состязания, прошедшего в этом году по новой модели, впереди. Но уже сейчас можно сказать, что конкурс стал для 69 его участников очень насыщенным, интересным и разнообразным.

Народный рейтинг

Первый тур — очень непростой. Возможно, этой осенью конкурсанты пережили четыре самых «пиковых» дня в своей жизни. Конкурс был построен так, что каждый день участники должны были отчитаться по одному из конкурсных заданий: учебное занятие, классный час, методический семинар, родительское собрание. Все желающие в этот раз могли посмотреть любое конкурсное мероприятие — трансляция была организована и в Интернете, и в школе, в специально выделенных классах. Одна проблема — зрителям было непросто сориентироваться в сложном расписании. На какой урок идти, какой классный час выбрать? Удивительно, но уже после первого рабочего дня гости из регионов, которых в этом году на конкурсе оказалось как никогда много благодаря приглашению «УГ», и московские учителя точно знали, на кого стоит посмотреть. Иногда ожидания не сбывались. И тогда зрители покидали класс или начинали вполголоса обмениваться мнениями. Если же выступление конкурсанта было по-настоящему интересным, на болтунов шикали. Так изо дня в день составлялся народный рейтинг конкурсантов. По крайней мере половину «пятнашки» он обозначил четко...

Самыми безукоризненными участниками конкурса стали дети. Могла подвести техника, пропасть голос, но ученики московской гимназии №1530 «Школа Ломоносова» всегда были доброжелательны, с готовностью отвечали на любой вопрос. Конечно, их активность во многом зависела от того, насколько хорошо педагог-варяг смог найти с ними общий язык, насколько интересные задания, вопросы и материалы предложил. Но вот что нам сказали о конкурсе ученики 8-9-х классов: — Очень приятно, что конкурс проходит у нас в школе. Это интересно, когда преподают разные учителя. Каждый проводит занятие по-своему. Можно сравнить.

Девочка призналась: — Я была на обществознании, мне очень понравилось, как построен урок, внимание учителя к ребятам привлекает. Обстановка семейная, уютно чувствуешь себя. Традиционное сравнение конкурсных учеников с «бедными» подопытными кроликами ребята отвергли: — С лучшими учителями страны работать — это ж интересно!

Дети предложили пару новых конкурсных заданий: «В баскетбол или волейбол с нами сыграть. Или собрать класс и поехать на турслет».

Четыре гав-гав

В списке конкурсных заданий «Классный час» у конкурсантов считается самым трудным. Потому что не знаешь, какую тему из десяти предложенных выберут ученики. И тем более трудно предположить, пойдут ли на контакт ребята, получится ли разговор, понравятся ли им заранее заготовленные «фишки». А вот руководитель первой группы жюри этапа «Классный час», директор московской школы №18, победитель конкурса «Самый классный классный-1999» Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ уверен — провести классный час в незнакомом детском коллективе ничуть не сложнее, чем дать незнакомым ученикам урок. Не согласен он и с тем, что от конкурсанта требуется якобы невозможное — воспитать ребенка: — Здесь не воспитание, здесь разговор по душам. — Чем отличались классные часы победителей? — Ощущением, что мы слышим импровизацию. И не важно, есть ли заготовки. Главное — учитель реагирует на реплику ребенка, идет за ней или строит классный час по заранее написанному сценарию. Насколько учитель сумел вытащить ребенка на разговор, насколько ребенок раскрылся — это показатели удачного классного часа. На что мы еще обращали внимание? Завершен ли логически разговор. Дети должны выйти на какие-то итоги. Итак, импровизация — раз, интуиция — два, чувство детского коллектива — три. Искренность, честность, когда учитель о себе говорит. И в этом плане очень хорошо, что у нас были дети в жюри. Мы на своего члена жюри — школьника — очень ориентировались. На оценки это не влияло, мы просто лучше понимали происходящее.

Учитель физики и информатики из Республики Марий Эл Светлана ДМИТРИЕВА говорила с детьми об их отношениях с родителями. Чтобы ученики 6-7-х классов научились лучше понимать мам и пап, Светлана предложила ребятам несколько ситуаций и спросила: — Что бы вы сказали своему ребенку, если бы были родителями?

Дети подхватили учительскую задумку и даже скорректировали: озвучили не только свой собственный комментарий, но предположили, что бы сказали их реальные мамы и папы.

Выступая в роли мамы, у которой дочка пришла позже обещанного, девочка придумала очень ласковую речь: — Ничего страшного, главное, что вернулась.

И добавила: — Мне бы очень понравилось, если бы у меня была такая мама.
В ответ на вопрос, что в таких случаях говорят ее собственные родители, ученица пошутила: — Четыре гав-гав и десять мяу-мяу.

Рисунок и схема

Учебное занятие в этом году «осложнено» тем, что конкурсант должен был отразить в своем уроке не только предметную, но и метапредметную тему. Половина летних каникул ушла у финалистов на то, чтобы разобраться в метапредметном подходе. Однако понять его и научиться по-настоящему использовать в своей практике удалось не всем. Игорь СМИРНОВ, учитель года России-2002, декан факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, руководитель одной из групп жюри этапа «Учебное занятие», считает, что у большинства учителей сложилось «народное» представление об этом подходе. А как правильно? — Если мы говорим «развитие», то имеем в виду, какие процессы психического характера происходят, какие навыки формируются, какие умения — основа для компетенций — развиваются. Метапредметность не нова для научно-исследовательских институтов, ученых, но она еще совершенно не освоена учителями. Для того чтобы хорошо понять эту тему, надо задуматься над тем, что такое образование. Это те факты, которые выпускник забудет после того, как он окончит школу. А то, что остается, — это модели, схемы, стратегии. И это очень важно — научить учеников понимать их. А мы продолжаем выбрасывать пучки информации.

Удалось ли это конкурсное задание физику Вадиму МУРАНОВУ из Московской области? Судите сами. Он создал в классе научно-исследовательскую лабораторию, распределил роли. Сотрудники — восьмиклассники, руководитель — сам учитель. Сотрудники засучили рукава и начали работать — ставить эксперимент с помощью специальной авторской установки, части которой были выложены на парты. Надо было проверить теоретический посыл — возможно ли превратить тепло во внутреннюю энергию и затем в работу? Оказалось, можно, если нагреть с помощью самодельной спиртовки воду в пустом яйце, превратить ее в пар, и тем самым заставить крутиться небольшой пропеллер. Эксперимент зарисовали, а затем написали на доске схему, обсудили, в чем разница между этими двумя способами фиксации результатов. И если обычно метапредметную тему урока зрители угадывали с трудом, тут догадались сразу — «Рисунок и схема».

Один на один с жюри

«Методический семинар» и «Родительское собрание» — совершенно разные этапы конкурса. Схожими их делают условия проведения испытаний — конкурсант оказывается один на один с жюри.

Для одного из авторов этого материала было большой честью оказаться в составе жюри «Методический семинар». Буквально каждое выступление учителей было кладезем методических идей, приемов, находок. Однако, знакомясь с критериями этого конкурсного задания, жюри недоумевало. Требуется представить свой профессиональный опыт как опыт, сформировавшийся при взаимодействии с коллегами, родителями, общественными организациями и другими. А на деле получается рассказ о своем методическом багаже в старом духе. Один из немногих конкурсантов, кто учел специфику семинара, — Владимир КРУЖАЛОВ, историк из Москвы. Во-первых, его выступление имело необычную форму. Владимир Владимирович представился в качестве опытного штурмана, ведь история — это искусство навигации в прошлое. На презентации появились шесть групп приборов, необходимых штурману. Называя приборы, Владимир Кружалов постоянно обращался к жюри — еще один плюс. И, наконец, он рассказал о своих партнерах в различных сферах и проектах — ученых, которые позволяют по-другому взглянуть на преподавание в старших классах, родителях, с которыми историк общается на форуме своего персонального сайта, телеканале «Школьник ТВ» и так далее.
Правила этапа «Родительское собрание» таковы: жюри, которое состоит из представителей родительской общественности, и конкурсанты — группа из пяти человек — смотрят небольшой видеосюжет, в котором коротко изложена ситуация, требующая совместного решения учителей и мам с папами. Затем конкурсанты высказывают свои мнения, родители задают вопросы, и в финале группа педагогов выдает коллективное решение проблемы. Понятно, что это имитация, игра. Однако многие сюжеты вызвали ожесточенные споры, которые вылились далеко за пределы конкурсного испытания. Запомнилось собрание, прошедшее в первый день первого тура. Сюжет назывался «Строгий папа»: учитель географии собирается поставить ученице тройку в четверти, девочка приходит и просит этого не делать, потому что папа поставил ей условие: в случае плохих отметок отменяется поездка в Англию. Педагог не соглашается... Конкурсанты быстро сообразили, как выйти без потерь из этой ситуации: поговорить с коллегами, с классным руководителем, с папой, дать ребенку задание, чтобы исправить отметку, и в конце концов не лишить девочку радости путешествия в другую страну.

Наша «пятнашка»

29 сентября в театре «Геликон-опера» состоялось торжественное подведение итогов первого тура. Перед этим в московской гимназии №1530 прошло последнее испытание — «Педагогический совет». Конкурсанты в группах защищали свои проекты, над которыми работали в каникулы, общаясь друг с другом по электронной почте и на форуме официального сайта «Учитель года России» www.teacher-of-russia.ru/. Через несколько дней был объявлен проект-победитель — «Межпредметные мосты».

Тепло и трогательно попрощавшись с гимназией, финалисты конкурса в волнении уехали на церемонию объявления «пятнашки» — лауреатов конкурса «Учитель года России-2009».

Имена самых-самых назвали абсолютные победители конкурса разных лет. В «пятнашку» вошли: учитель русского языка и литературы гимназии №22 города Белгорода Елена ГАЛЬЧЕНКО; учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Вязники Владимирской области Нина ЗАВАРЫКИНА; учитель биологии гимназии №24 города Калуги Елена КЛИМЕНКО; учитель истории и обществознания гимназии №1542 Москвы Владимир КРУЖАЛОВ; учитель истории и обществознания средней школы №70 Тюмени Константин ЛУПИКОВ; учитель физики основной общеобразовательной школы №19 города Ногинска Московской области Вадим МУРАНОВ; учитель математики средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области Наталья НИКИФОРОВА; учитель экономики гимназии №1 города Кемерово Наталья ПОВАРИЧ; учитель истории, обществознания и права средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля Перми Дмитрий ПОНОСОВ; учитель русского языка и литературы Петровской школы города Петрозаводска Республики Карелия Ольга ПОСАЖЕНИКОВА; учитель немецкого языка гуманитарного лицея Пскова Светлана ПРОКОФЬЕВА; учитель математики, физики и информатики Победненской основной школы Залегощенского района Орловской области Александр РЫЖИКОВ; учитель химии и биологии лицея «Экос» города Новоалександровска Ставропольского края Ирина ФОМЕНКО; учитель биологии средней школы №3 поселка Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми Наталия ЧЕРНОВА; учитель русского языка и литературы Баскаковской средней школы Гагаринского района Смоленской области Ульяна ЧЕРНЫШОВА. А все финалисты в этот день получили диплом и специальный знак — золотого пеликанчика — из рук зам. министра образования и науки РФ Исаака Калины и председателя Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки Галины Меркуловой.

Что общего у гайки и макаронины?

Второй тур конкурса начался с мастер-классов, которые прошли в московской школе №2033. Показать за 25 минут весь блеск и силу своего мастерства — задача не из простых. Привлекший к себе пристальное внимание энциклопедичностью знаний и педагогическим мастерством еще во время испытаний первого тура москвич Владимир Кружалов свой мастер-класс посвятил революции, снабдив его видеорядом — вначале на экране появился револьвер, потом Гималаи, портрет Троцкого и слова Блока о революции... Владимир начал свой мастер-класс с работы над понятием «революция». Оказалось, что до XVI века термин этот употреблялся сугубо в астрономии, обозначая возвратное движение планет по небосводу. Само слово «revolvo» означает «возврат на круги своя». — Получается, революция — это возвратное движение, переворот, — констатировал Владимир. Говоря о трех роковых для России революциях — 1905 года, февральской и октябрьской 1917-го, историк не забыл и мирные, научно-технические, приносящие человечеству благо — возникновение письменности, появление университетов, компьютеров, наконец, Интернета...

Искреннее восхищение как у членов Большого жюри, так и у гостей вызвал мастер-класс математика из Магнитогорска Челябинской области Натальи Никифоровой.

Во-первых, Наталья Сергеевна сразу всех заинтриговала, поинтересовавшись у своих учеников, что общего между кружкой, гайкой и макарониной... Оказалось, с точки зрения математики эти предметы абсолютно одинаковы. А вообще мастер-класс, тема которого звучала как «Гайка, макароны, или Через парадокс к совершенству», был посвящен ленте Мебиуса и тому, как она применяется в различных сферах нашей жизни.

Никифорова разбила своих учеников на три творческие группы: исследователей-экспериментаторов, педагогов-методистов и практиков — и дала им задание — предложить свои варианты использования ленты Мебиуса. Ответы прозвучали самые неожиданные. А сама Наталья Сергеевна в завершение мастер-класса заметила, что лента Мебиуса нашла свое применение не только в жизни, к примеру, как лента для эскалатора, но и в творчестве писателей-фантастов, в названии коллекции обуви, в ювелирных украшениях и, наконец, в памятниках. Между прочим, в Москве, оказывается, есть памятник под названием «Лента Мебиуса».

Филолог Нина Леонидовна Заварыкина из Владимирской области предложила своим ученикам нарисовать... стихотворение Мандельштама, вернее, те чувства, которые оно вызывает.

 — Литература — это чувство, через рисунок я пытаюсь у ребят вызвать зрительный образ, — говорит она.

А Виктор САДОВНИЧИЙ, председатель Большого жюри, пользуясь случаем, решил поинтересоваться, как Нина Леонидовна относится к тому, что сейчас происходит в некоторых словарях: — Язык — живое существо, — заявила Нина Леонидовна, — я всегда знала, что кофе будет среднего рода, но не думала, что это произойдет так быстро...
Не способных к языкам людей просто не существует, все зависит от мастерства учителя. В этом убедились и гости конкурса, и Большое жюри, посмотрев мастер-класс Светланы Прокофьевой из Пскова. — На горнолыжном курорте в Австрии бесполезно звать врача по-русски, вас никто не поймет, поэтому мы сейчас выучим самые необходимые фразы, которые помогут объясниться с доктором, если, не дай бог, вы подвернули ногу или подхватили грипп, — обратилась Светлана Дмитриевна к своим взрослым ученикам. Удивительно, но менее чем за 20 минут люди, ранее никогда не говорившие по-немецки, весьма сносно произносили три-четыре фразы. В общем, без врачебной помощи в Альпах они теперь точно не останутся.

Весьма оригинальным был мастер-класс учителя истории и обществознания из Тюмени Константина Лупикова. — Тон голоса учителя не должен превышать тона лирической песни, только тогда отношения между учеником и учителем будут гармоничными, только тогда школа наполнится светом и добром, — убежден тюменский педагог. Тема его мастер-класса звучала тоже необычно — «Я общество гармонией поверил...» Суть в том, что ребенка необходимо научить позитивно относиться к обществу, не менее важно сформировать у него нравственный стержень. А это лучше всего сделать через музыку.
Вадим Муранов, физик из Подмосковья, убежден: чтобы ребенку было на уроке интересно, его нужно увлечь. К примеру, прямо в классе запустить ракету. Кстати, на мастер-классе этот эксперимент удался на славу.

«Почаще разговаривайте с учителями»

3 октября в Фундаментальной библиотеке МГУ были названы пятеро победителей конкурса «Учитель года России-2009». Ими стали учитель русского языка и литературы из Владимирской области Нина Заварыкина, учитель истории и обществознания из Москвы Владимир Кружалов, учитель физики из Подмосковья Вадим Муранов, учитель математики из Челябинской области Наталья Никифорова и учитель немецкого языка из Пскова Светлана Прокофьева. Так что если сохранится традиция проводить конкурс на родине победителя, то у одного из пяти городов России — Владимира, Ногинска, Челябинска, Москвы и Пскова — есть возможность стать местом проведения конкурса «Учитель года России-2010». Конверты с именами победителей вскрывали именитые гости конкурса — певица и артистка Елена КАМБУРОВА, кинорежиссер и сценарист Андрей ЭШПАЙ, знаменитый путешественник Дмитрий ШПАРО, заместитель председателя Госдумы РФ олимпийская чемпионка Светлана ЖУРОВА, а также руководитель Департамента образования города Москвы Ольга ЛАРИОНОВА. — Конкурс «Учитель года России» — это явление для страны и для общества, — заявил, приветствуя участников и гостей конкурса в стенах Фундаментальной библиотеки, ректор МГУ Виктор Садовничий.

Отвечая на вопросы журналистов, он заметил, что уровень конкурсантов этого года значительно выше, чем предыдущих. — Пятерка победителей ровная, это очень сильные педагоги, мы в кулуарах выделили их сразу же, буквально в первый день конкурса, — признался Виктор Антонович.

В этот же день пятерку победителей ждало испытание — участие в «Круглом столе» образовательных политиков» на актуальную тему «Какой быть современной школе?» «Стол» вел профессор МГИМО, соведущий программы «В круге Света» на «Эхе Москвы» Юрий КОБАЛАДЗЕ. Победители конкурса в присутствии министра образования и науки РФ Андрея ФУРСЕНКО отвечали по очереди на злободневные вопросы.

Юрий Кобаладзе сделал пятерке своеобразный подарок. В финале «круглого стола» у педагогов появилась возможность задать свой вопрос министру. — Какие перспективы поддержки учителей в ближайшие десять лет вы видите? — поинтересовался у Андрея Александровича Вадим Муранов. — Школа — дело государственное, почему бы не придать учителю статус государственного служащего, — предложил Владимир Кружалов. — А как насчет отмены ЕГЭ по литературе? — не удержалась от больной темы Нина Заварыкина. А самая молодая участница пятерки Наталья Никифорова просто попросила Андрея Александровича «почаще разговаривать с учителями». — Я всегда с большой радостью общаюсь с учителями. Жаль, что нет возможности поговорить с каждым. Насчет ЕГЭ — мы сделаем большую ошибку, если будем учить только ради того, чтобы сдать единый госэкзамен, — сказал Андрей Фурсенко. Министр также пообещал подумать над тем, как поднять учительский статус.

Оксана РОДИОНОВА,
Светлана РУДЕНКО


Распечатать страницу