Цена вопроса

14.10.09

Цена вопроса

Источник: Газета «Коммерсантъ»

Александр Лукин, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России

Новый настрой руководителей России и США на перезагрузку двусторонних отношений вносит серьезные коррективы в развитие международной ситуации по целому ряду направлений. Одно из них — открывающиеся перспективы более тесного сотрудничества с западными структурами таких региональных организаций, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Эта задача вовсе не выглядит недостижимой. Разговоры о том, что ШОС — антизападный блок, на самом деле не имеют под собой почвы. Государства ШОС с самого начала поддержали борьбу США против международного терроризма, так как сами вели ее задолго до 11 сентября 2001 года. Когда же в 2005 году страны ШОС призвали государства, пославшие войска в Афганистан, определиться с конечными сроками пребывания военных контингентов на территории стран-членов ШОС, ситуация была иной. Тогда США склонны были признать операцию в этой стране практически завершенной, а «Талибан» — разгромленным.

Затем, когда положение в Афганистане ухудшилось, государства ШОС продолжили оказывать всемерное содействие силам коалиции. И это неслучайно, ведь именно из Афганистана исходят основные угрозы безопасности государств-членов.

Сегодня на Западе поняли, что вместе с ШОС, а не в конфронтации с ней легче решить стоящие перед международной коалицией проблемы: привлечение к диалогу Ирана, транзит грузов в Афганистан и даже обсуждение вопросов пребывания войск коалиции на территории государств-членов ШОС.

Что касается ОДКБ, то здесь ситуация несколько сложнее. До сих пор НАТО отказывалось не только сотрудничать с ОДКБ, но даже замечать эту организацию, рассматривая ее как своего конкурента. Руководство НАТО даже не ответило на направленное более двух лет назад официальное письмо генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи с предложением о сотрудничестве. И это несмотря на то, что ОДКБ успешно развивает связи с такими международными организациями, как ООН, Евросоюз и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Однако есть надежда на то, что новое руководство НАТО в условиях нового духа российско-американских отношений, а также учитывая первостепенное значение, придаваемое новой администрацией США решению афганской проблемы, займет более конструктивную позицию по отношению к ОДКБ. Ведь не следует забывать, что, в отличие от ШОС, ОДКБ приступила к созданию собственных Коллективных сил оперативного развертывания. ОДКБ объединяет бывшие республики СССР, который обладал большим опытом ведении боевых действий в Афганистане. Речь, конечно, не идет о вводе в Афганистан сил ОДКБ, однако именно по линии этой организации было бы логично вести обучение специалистов для афганских силовых структур, обмениваться опытом и оперативной информацией, вести борьбу с производством и распространением наркотиков. Все это могло бы стать существенной поддержкой силам международной коалиции.


Распечатать страницу