МГИМО: к новой модели подготовки студентов

16.10.09

МГИМО: к новой модели подготовки студентов

Источник: PC Week

Долгосрочные результаты проведенных в 2006—2007 гг. в рамках национального проекта «Образование» конкурсов инновационных образовательных программ подводить еще рано, но уже ясно, что выделенные под эти программы немалые средства позволили десяткам вузов построить или модифицировать свою ИТ-инфраструктуру. В числе победителей конкурса оказался и Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО). На выделенные государством средства здесь не только модернизировали локальную сеть и построили ЦОД, но и создали комплекс учебных ситуационных центров (УСЦ).

Зачем вузу ситуационный центр

По словам Вадима Сычева, возглавляющего Дирекцию информационных технологий МГИМО, идея создания УСЦ родилась в результате тесного сотрудничества созданной в вузе Дирекции инновационной образовательной программы с подразделениями университета. Выяснилось, что в интерактивных средствах, позволяющих выполнять ситуационный анализ с использованием как реальных данных, так и полученных из архивов, заинтересованы и учебная часть вуза, и аналитические группы, выполняющие исследования по заказам МИДа России, Совбеза РФ и других госучреждений. “На тот момент аналитики пользовались довольно примитивными инструментами, — рассказывает Виталий Каберник, начальник отдела перспективных научно-образовательных разработок Управления инновационного развития МГИМО и главный идеолог комплекса УСЦ. — Информацию собирали вручную, специальных средств, облегчающих анализ этой информации, у них не было — все приходилось делать в голове. Ситуационный центр мог существенно повысить эффективность их работы”.

Три в одном

Хотя при разработке технического задания на УСЦ в МГИМО опирались на опыт, почерпнутый при посещении уже созданных ситуационных центров в ряде организаций (МИДе, МЧС, , Газпроме и др.), реализованное здесь решение все же имеет существенные отличия. “Основная задача корпоративных и ведомственных ситуационных центров — это мониторинг определенной информации в реальном времени, а у нас — это обучение студентов и проведение аналитических исследований”, — пояснил г-н Каберник. Такое различие задач, как отмечает Владимир Иванов, начальник департамента комплексных решений компании “ДеЛайт2000”, выбранной для выполнения проекта по оснащению УСЦ в МГИМО организационно-технологическим и аудиовизуальным оборудованием, отражается и в инфраструктуре учебного ситуационного центра: “В отличие от классического “боевого”, учебный СЦ, как правило, предполагает более широкий набор подключаемых источников информации и развитые средства моделирования”.

С учетом разнообразия потребностей потенциальных пользователей УСЦ усилиями привлеченных к проекту компаний “ДеЛайт2000”, IBS (эта компания взяла на себя интеграцию и заказную разработку программного обеспечения, а также установку ИТ-оборудования) и “Медиалогия” (предоставила информацию, используемую в информационном наполнении комплекса) в МГИМО был оснащен комплекс из трех УСЦ, несколько различающихся по своему назначению, построению и информационным источникам.

Политико-дипломатический УСЦ — самый насыщенный с точки зрения аппаратного и программного обеспечения. Он предназначен для проведения сессий ситуационного моделирования и связан с аналогичным центром в МИД России. Для отображения информации в этом УСЦ установлена видеостена из четырех (2×2) 70-дюймовых DLP-видеокубов Planar с разрешением Full HD (1920×1080 пикселов) и современным форматом 16:9. Такое решение позволило создать большой экран (140 дюймов по диагонали), хорошо вписывающийся в архитектуру помещения и обладающий высокой информационной емкостью (3840х2160 точек). Информация на видеостену выводится от шести различных источников (компьютеры, ВКС, видеокамеры). Для этого можно воспользоваться уже разработанными сценариями или же создать новый и при необходимости изменить его в интерактивном режиме.

Трибуна докладчика здесь снабжена интерактивной ЖК-панелью, которая одновременно выполняет функции монитора и устройства ввода информации. Подсистема звукового сопровождения базируется на цифровой аудиоплатформе (тем самым обеспечивается высокое качество и помехозащищенность звука) и включает все необходимое аудиооборудование для усиления, микширования и коммутации звуковых сигналов. Кроме того, данный УСЦ также оснащен подсистемой видеоконференц-связи и средствами протоколирования сессий моделирования ситуаций для последующего анализа. Управление же всем оборудованием УСЦ (включая освещение и оконные жалюзи) выполняется дистанционно в режиме “с одного пульта”.

Топливно-энергетический УСЦ, связанный с ситуационным центром компании “Роснефть”, оснащен по типу зала совещаний. “Основной упор здесь сделан на то, чтобы дать людям эффективные средства связи с зарубежными преподавателями и экспертами, — пояснил Виталий Каберник. — В этом УСЦ мы установили мультимедиа-проектор и плазменную панель — пользователи хотели иметь разделенные средства вывода информации, к тому же это удешевило решение и позволило вписаться в имеющееся помещение”. Помимо средств видеоконференцсвязи и видеопротоколирования здесь также установлена система синхронного перевода, позволяющая проводить международные телеконференции.

УСЦ международного маркетинга и рекламы, подключенный к основным мировым торговым площадкам, построен как современная мультимедийная аудитория. Он предназначен для мониторинга финансовых рынков и в большей степени ориентирован именно на учебный процесс. Для воспроизведения графической информации, а также видеоизображения при проведении сеансов видеоконференцсвязи здесь используется один мультимедиа-проектор.

“Главная особенность реализованного в МГИМО проекта УСЦ заключается в совмещении трех концепций: классического ситуационного центра, мультимедийной учебной аудитории и системы моделирования ситуаций”.
Владимир Иванов

Несмотря на различие в аппаратном оснащении, все три УСЦ МГИМО тесно связаны между собой. Так, например, наблюдать за ходом моделирования и аналитических работ можно из любого УСЦ, а, скажем, при практическом закреплении навыков ведения переговоров можно организовать совместную работу размещенных в разных УСЦ команд переговорщиков в едином виртуальном пространстве. “Следует также отметить, что поскольку все используемое нами программное обеспечение имеет клиент-серверную архитектуру, то для каждого УСЦ его состав фактически идентичен, — подчеркнул Виталий Каберник. — Причем сегодня доступ к аналитическим и другим приложениям можно получить не только с организованных в каждом УСЦ рабочих мест, но и с любого компьютера, подключенного к локальной вычислительной сети МГИМО”.

Первые итоги и первые уроки

Уже более полугода комплекс УСЦ в МГИМО находится в режиме эксплуатации, и можно подводить первые итоги. Сразу отметим, что обошелся он в целом не дешево. “Я не думаю, что наш комплекс сопоставим по цене с СЦ в РЖД или Газпроме, но если подсчитать общую сумму контрактов по его созданию, то цифра получится серьезная, хотя мы изначально старались не допускать излишних затрат, — говорит Вадим Сычев. — В то же время при выборе исполнителей проекта в ходе предусмотренных законодательством конкурсов цена предложения не была для нас определяющим фактором. В частности, предложение “ДеЛайт2000” было не самым дешевым, но мы выбирали решение, которое наиболее полно соответствовало нашим требованиям”.

Кстати, как убедились в МГИМО, один из важнейших моментов при построении СЦ — правильный выбор помещения. За неимением большего по площади в политико-дипломатическом УСЦ пришлось частично пожертвовать эргономикой и отказаться от одного из двух планировавшихся мест операторов.

Что касается эксплуатационных расходов на УСЦ, то тут расклад получился следующий. “Техническое обслуживание инфраструктуры комплекса мы поручили одной из лабораторий управления образовательных технологий, которая отвечает за технические средства обучения, — сказал г-н Сычев. — Ее задача упрощается тем, что мы старались заложить в проект уже знакомое нашим специалистам оборудование. А вот для обслуживания программной части пришлось привлекать стороннего специалиста, довольно дорогостоящего”. Впрочем, по словам Виталия Каберника, постоянного внимания инфраструктура УСЦ не требует — однажды настроенная она работает достаточно надежно. “Другое дело, что у нас продолжается работа по модернизации сети и ведутся другие проекты, в связи с чем приходится подстраивать и какие-то элементы комплекса УСЦ”, — пояснил он.

“Конечно, видеостена требует помощи специалиста при настройке цветопередачи после замены лампы в одном из кубов, — отмечает Владимир Иванов. — Здесь важно не нарушить геометрию конструкции и правильно соотнести оттенки цвета. Не каждый инженер средней квалификации или ИТ-специалист успешно справится с этой задачей. Лучше обратиться к AV-интегратору. Учитывая, что регулярность замены ламп — один раз в два года, то специалиста не придется приглашать слишком часто”.

Гораздо более серьезная и затратная проблема — подготовка и поддержка пользователей. “Когда комплекс был построен, на техническом уровне с ним могли обращаться всего несколько человек, а со специализированным ПО — двое, — рассказал г-н Каберник. — Поэтому в начале года мы организовали 80-часовой курс для аналитиков и отдельный курс из трех 72-часовых блоков для преподавателей. Сейчас аналитики стремятся пройти расширенный курс, а курс для преподавателей мы будем повторять”.

Между тем уже в апреле мощности УСЦ были задействованы для выполнения исследовательской работы по заказу Совбеза РФ, так что буквально с первых недель после запуска в эксплуатацию комплекс УСЦ обеспечил институту дополнительные возможности для заработка. Сейчас здесь выполняется большое количество разнообразных научно-образовательных проектов, а впереди — активное внедрение комплекса УСЦ в учебный процесс. “Для этого требуется соответствующая адаптация учебных программ, а это дело не простое и довольно длительное, — подчеркнул Виталий Каберник. — Пока у нас адаптированы две программы для магистерского уровня, но уже в ближайшее время начнется спецкурс для студентов факультета международной журналистики по использованию системы мониторинга СМИ, затем курс по работе с библиографической информацией и практикум по ведению переговоров (с использованием всех трех УСЦ). А в декабре будет запущена аспирантская программа, в рамках которой УСЦ планируется использовать для мониторинга и анализа динамики мирового развития. Планы большие, и работы предстоит много”.

Игорь Лапинский

Политико-дипломатический УСЦ — самый насыщенный с точки зрения аппаратного и программного обеспечения

Вадим Сычев: «При подготовке проекта УСЦ мы старались не допускать излишних затрат,
но при выборе исполнителей проекта цена предложения не была для нас определяющим фактором»

Виталий Каберник: «Постоянного внимания инфраструктура УСЦ не требует — однажды настроенная она работает достаточно надежно»


Распечатать страницу