Договору СНВ-1 готовят резервный вариант

21.10.09

Договору СНВ-1 готовят резервный вариант

Источник: «Независимая Газета»

Российская и американская делегации на переговорах в Женеве обменялись проектами нового соглашения, которое должно заменить Договор СНВ-1. Таким образом, открывшийся в понедельник 7-й раунд переговоров ознаменовал начало их активной фазы, которая должна со сравнительно недолгими перерывами продлиться до начала декабря, когда обе стороны рассчитывают иметь готовый к подписанию документ.

Первыми объявили о состоявшемся обмене проектами готовящегося договора американцы. По словам официального представителя Госдепартамента США Иэна Келли, в ходе предшествовавших шести раундов консультаций делегациям удалось добиться «некоторого прогресса». Говоря о предложенных сторонами проектах документа, он сообщил, что «по многим вопросам позиции совпадают».

«Мы относимся к поручению наших президентов очень серьезно», – заявил американец сразу от имени обеих сторон. «У нас очень жесткий крайний срок, который приближается очень быстро», – сказал Келли. Речь идет о том, что поставленная президентами РФ и США цель – разработать проект документа к 5 декабря, – остается в силе. Напомним: Договор СНВ-1, подписанный в 1991 году, установил равные потолки стратегических вооружений обеих стран – до 6 тыс. боеголовок и 1600 средств доставки. В нем предусмотрена тщательно разработанная и доскональная система верификации.

Кроме того, стороны заключили в 2002 году Договор о стратегических наступательных потенциалах (СНП), предусматривающий их дальнейшее сокращение до 1700–2200 боезарядов у каждой стороны к 2012 году. Документ не предусматривает каких-либо контрольных механизмов и до сих пор базируется на системе контроля Договора СНВ-1.

Российские дипломаты подтверждают прозвучавшую в Вашингтоне оценку. По их словам, стороны действительно достигли прогресса в ходе консультаций. Но, подчеркивают они, решение главных вопросов еще впереди. Прежде всего это установление новых потолков стратегических вооружении – численности боезарядов и носителей (платформ). Представления сторон по этому поводу различны, и в ходе переговоров их предстоит привести к общему знаменателю.

Весьма важное значение имеет необходимость включения в документ положения о взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными потенциалами. Их тесная взаимосвязь была зафиксирована в Договоре по ПРО 1972 года и во всех других договорах по СНВ. С учетом того, что США в 2002 году вышли из договора по ПРО, эту взаимосвязь по настоянию российской стороны необходимо отразить в новом документе.

Еще одной важной темой является установление системы и форм контроля. По мнению российских экспертов, она должна обеспечить надежную верификацию договора, но вместе с тем не быть такой громоздкой и дорогостоящей, как система контроля по Договору СНВ-1.

Между тем из Вашингтона поступают сообщения о том, что существующий контроль – чуть ли не самое важное, что нынешняя администрация США намерена сохранить из теряющего силу Договора СНВ-1. Как сообщила вчера New York Times, администрации США приходится учитывать трудности ратификации нового договора Сенатом и даже такую возможность, что переговорщики, несмотря на декларируемое ими «чувство ответственности» перед президентами, просто не успеют согласовать текст договора к 5 декабря.

В то же время США весьма заинтересованы в том, чтобы находящиеся в России по Договору СНВ-1 американские инспекторы (30 человек) оставались на месте. С учетом этого ее юристы уже сейчас продумывают варианты организации «моста» между действующими документами, которые позволили бы инспекторам продолжать свою работу. В частности, предполагается возможность принятия сторонами решения, что в ожидании ратификации договора они будут исполнять его положения. Если же стороны не достигнут договоренности о новом договоре, то они могут подписать специальное «исполнительное соглашение» о деятельности инспекторских групп и уведомлениях, что не требует ратификации законодателями.

По утверждению New York Times, эти идеи сохранения транспарентности стратегических арсеналов были изложены российской стороне госсекретарем США Хиллари Клинтон в ходе ее визита на прошлой неделе в Россию. Какого-либо согласования подходов сторон к этому вопросу пока не состоялось.

Комментируя «НГ» это сообщение, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений генерал-майор Владимир Дворкин отметил, что американские юристы и дипломаты, очевидно, рассматривают резервные варианты на случай, если новый договор не будет готов к сроку. Однако главные усилия дипломатов направлены на то, чтобы все же он был готов к 5 декабря, и тогда они будут выполнять документ еще до его ратификации, как это было в практике других договоров, в том числе и в части, касающейся инспекций и уведомлений.

По мнению эксперта, сравнительно небольшой разрыв между действием договоров, скажем, до полугода, не способен серьезно ослабить транспарентность в этой сфере, поскольку ракетно-ядерная «материя» весьма инерционна. В то же время более длительный разрыв или даже невозможность подписания нового договора должны побудить стороны озаботиться сохранением контрольных механизмов.

Как отметил Дворкин, система инспекций и уведомлений по Договору СНВ-1 весьма обременительна и избыточна. Многие из предусмотренных ею мероприятий дублируют друг друга. Причина этого кроется в психологии взаимного недоверия, характерной для эпохи холодной войны. По мнению эксперта, новый договор должен упростить и сократить систему верификации и контроля, это не повредит транспарентности в стратегической сфере.

Проректор МГИМО профессор Алексей Богатуров также отметил громоздкий характер и перегруженность системы верификации Договора СНВ-1. По его оценке, она избыточна и с учетом реальной практики выполнения договора, иной раз выходящей за пределы его буквы, обеспечивает своего рода «сверхтранспарентность». По его мнению, новое соглашение в стратегической области должно предусмотреть более простую систему контроля.

Артур БЛИНОВ


Распечатать страницу