Зачем Астана прорубает окно в Европу

26.10.09

Зачем Астана прорубает окно в Европу

Источник: «ИнфоШос»

В грядущем году Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе возглавит Казахстан. И для этой страны, и для всего Содружества независимых государств это событие знаковое и, можно сказать, принципиальное. Казахстан стал первым государством на постсоветском пространстве, избранным на столь высокий пост, причем его «номинировали» все без исключения государства СНГ. А это, что ни говори, пятая часть ОБСЕ.

От председательства Казахстана в столь авторитетной международной организации многого ждут. В проблемном диалоге между Востоком и Западом, который обостряется из года в год, его посредничество — неоценимо. О европейском векторе внешней политики Казахстана шла речь в Москве, на круглом столе, собравшем российских и казахстанских экспертов.

«Посредническая» роль Астаны на векторе Восток-Запад полностью укладывается в стратегический курс страны, направленный на более активное взаимодействие с европейскими государствами и зафиксированный в принятой программе «Путь в Европу» (2008 г.). Советник Комитета внешнеполитического анализа и прогнозирования МИД Казахстана Гульсана Тулепбергенова рассказала на круглом столе об основных задачах, которые были поставлены этой программой: «Она отражает заинтересованность Казахстана в более широком взаимодействии со странами Европы. В частности, в области энергетики, транспорта, технологий, образования, гуманитарного сотрудничества и т.д. Ожидаемым результатом ее реализации станет выход нашей страны на уровень стратегического партнерства с европейскими государствами».

Программа «Путь в Европу» представляет собой своего рода «дорожную карту» по активизации деятельности Казахстана на европейском направлении. Она позволяет сконцентрироваться на ключевых маршрутах всестороннего сотрудничества в среднесрочной перспективе. Эта программа стала встречным шагом Астаны на европейскую программу приоритетов для Казахстана, сформулированных в стратегии Европейского Союза по Центральной Азии на 2009-2013 годы. Ну и, конечно, к разработке этого документа подтолкнуло принятое ОБСЕ решение о председательствовании Казахстана в этой организации в 2010 году.

Для реализации программы внешнеполитическим ведомством Республики Казахстан, во взаимодействии с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, был разработан план мероприятий, сообщила Тулепбергенова. В настоящее время усилия Астаны по претворению в жизнь этой программы в основном сосредоточены на конкретизации и дальнейшей проработке своих инициатив. Если на начальной стадии нужно было ее популяризировать среди европейских партнеров, то сегодня Казахстан вступил в постоянный рабочий процесс взаимодействия с ними.

Важнейшей задачей «Пути в Европу» является заключение нового соглашения о продвинутом партнерстве Казахстана с Евросоюзом. Концепция такого соглашения уже подготовлена и передана на согласование руководству ЕС. «При этом мы принимаем во внимание тот переговорный процесс, который ведется сейчас Европейским Союзом с Россией, а также с другими странами, вовлеченными в программы нового партнерства,- отметила Гульсана Тулепбергенова. — Мы считаем необходимым максимально использовать их содержательную и организационную составляющую для эффективного проведения переговоров и определения их ключевой проблематики».

Булат Ауелбаев, заведующий отделом внешнеполитических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, в своем выступлении на кругом столе сказал: «Как известно, Казахстан, обретя независимость, проводит многовекторную политику и, как и все страны СНГ, весьма прагматичную. Именно прагматизм определяет тот или иной вектор политики. Но всегда при такой многовекторности были и главные приоритеты. Среди них неизменно были соседи — Россия, Центральная Азия и Китай. В 2011 году Казахстан будет председательствовать в ОИК (Организация Исламская конференция). Это тоже может стать одним из путей на Восток. Там тоже очень емкий рынок, сосредоточены огромные ресурсы. Именно в рамках такой многовекторной политики мы сейчас целенаправленно выстраиваем путь в Европу».

Как считает Ауелбаев, Казахстан может дать старт давно назревшим реформам в ОБСЕ. По его мнению, в этой организации накопилось множество проблем, а сама она в принципе не хочет изменяться, и особенно препятствуют переменам западные партнеры.

Естественно, что Казахстан во время своего председательства в ОБСЕ будет обращать внимание на проблемы, которые существуют в Центральной Азии. Может быть, в целом на проблемы СНГ. «Болевая точка нашего региона — это, прежде всего, водно-энергетический комплекс, — сказал Булат Ауелбаев. —  Воды становится все меньше, зарегулированность все больше, и это требует интеграционных решений для предотвращения социальных, технологических и экологических катастроф. Естественно, будет рассматриваться вопрос о том, что могут дать нам ОБСЕ и Европа в целом для предотвращения подобных кризисов».

Рахамим Эмануилов, известный востоковед, президент Фонда «Взаимодействие цивилизаций» и советник председателя Совета Федерации по вопросам взаимодействия со странами Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии, полагает, что одной из основных задач Казахстана станет борьба с терроризмом, религиозным экстремизмом и той угрозой, которая исходит от Афганистана. «Противостояние исламскому экстремизму — глобальный вызов, который является очень актуальным как для Казахстана, так и для России и стран СНГ, — заметил он. — Я семь лет проработал в Афганистане и пять лет в Иране и знаю не по книгам, а на жизненной практике, как исламский фактор может опрокинуть, на первый взгляд, очень прочные режимы. И я считаю, что Казахстан в этом смысле наш стратегический партнер и союзник».

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии, убежден: Казахстан должен продемонстрировать, что и ему есть, что предложить европейскому сообществу в чисто цивилизационном смысле. В Казахстане сложилась межэтническая и межконфессиональная модель, которая является более сбалансированной, чем в некоторых других постсоветских странах. Объединенную Европу тоже нельзя назвать сбалансированным обществом, и в этом кроется опасность для него. «Думаю, в дипломатическом плане этот «козырь» можно разыграть, учитывая, конечно, различия, существующие в казахстанском и европейских обществах», — сказал он.

О том же говорил на круглом столе и директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Власов, правда, в другом ключе: «В ходе председательства Казахстана в ОБСЕ он готов продвинуть свою модель межэтнического и межконфессионального согласия, но задумывался ли кто-нибудь о том, готова ли Европа ее принять? Да и вообще, что ждет Европа от Казахстана, насколько готовы европейские эксперты и евробюрократы участвовать в обсуждении тех проблем, которые связаны с цивилизационным взаимодействием Европы — старой и новой с Евразией?»

Если же говорить о взаимодействии евразийского пространства и западного мира в поисках стратегии выхода из кризиса, то существует много сценариев посткризисного мироустройства. Один из них был сформулирован Президентом РК в его статье «Ключи от кризиса», опубликованной в этом году. И опять-таки, по мнению Власова, возникает вопрос: а в какой степени западный мир готов воспринимать Россию и Казахстан как равноправных партнеров в поисках переустройства мира, будь то финансовая архитектура или архитектура безопасности? Наверное, получить ответ на него можно только на практике, в том числе и той, что предлагает казахстанская программа «Путь в Европу».

«В программе записано, что Казахстан должен активизировать деятельность по продвижению собственных интересов в европейской части континента, — сказал российский политолог, — а Россия как раз занимает большую ее часть. Поэтому казахстанский «Путь в Европу» — это и есть в значительной степени взаимодействие и развитие связей между Россией и Казахстаном как единого вектора движения. Ведь Россия тоже выстраивает свои отношения с Европой. Если выдвинуть лозунг — в Европу вместо России, а не вместе с Россией, то это будет означать выстраивание новой разделительной стены. Но если отталкиваться от тех реалий, в которых мыслит казахстанская элита, в том числе и Президент Нурсултан Назарбаев, то Казахстан пытается примерить на себя роль не разграничительного барьера, а моста, который будет соединять — и цивилизационно, и технологически — постсоветское пространство и Европу».

Станислав Чернявский, директор Центра постсоветских исследований МГИМО, также озаботился вопросом, не означает ли казахстанский «Путь в Европу» отход от сотрудничества с Россией? И вот его мнение: «Программу выдвинул Нурсултан Назарбаев, а это, по-моему, один из лидеров, который постоянно, на протяжении всего постсоветского периода, выдвигает сбалансированные, подкрепленные очень точными расчетами программы, рассчитанные на то, чтобы превратить Казахстан и Россию в соединительный «мостик» между Востоком и Западом. Программа «Путь в Европу» лежит в той же плоскости стратегического видения казахстанского президента. Она направлена, в первую очередь, на то, чтобы по многих направлениям модернизировать страну».

Чернявский полагает, что, наверное, не все пункты этой программы удастся в полной мере реализовать. Предстоящее председательствование Казахстана в ОБСЕ — одна из ступенек в реализации долгосрочного стратегического курса. Наивно было бы полагать, что Казахстан, возглавив эту организацию, успеет провести в ней радикальные реформы. Это, по мнению эксперта, будет очень долгим процессом.

«Судя по выступлениям Нурсултана Абишевича, Казахстан будет уделять большое внимание новой архитектуре европейской безопасности, — сказал он. — С председательством Казахстана в ОБСЕ я связываю надежды на то, что нам все-таки удастся завязать диалог по этой проблематике и по реализации инициативы, выдвинутой Президентом России Дмитрием Медведевым».

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы, в свою очередь, отметил: «Я внимательно прочитал программу «Путь в Европу», и очень интересно, что там делается акцент на новые технологии, то есть на то, что легче всего переносится на национальную почву. При этом идет выстраивание прагматичных отношений со всеми соседями, обеспечивается доступ иностранных инвесторов при одновременной поддержке национального бизнеса, демонстрируется предсказуемость и надежность Казахстана как партнера. Известно, что казахстанские переговорщики по экономическим вопросам, как правило, весьма жесткие, но если вы с ними договорились, то они держат слово. Вот такая понятная переговорная позиция при понимании национальных интересов мне кажется большим преимуществом Казахстана».

Сегодня, по его мнению, ключевым элементом антикризисной политики была бы большая сделка между Евросоюзом и постсоветскими странами: «Казахстан с его выверенной прагматичной позицией мог бы стать одним из локомотивов, одним из «провайдеров» такой сделки, которая включила бы в первую очередь Россию и Казахстан, а возможно и Украину с Белоруссией. Ее суть заключается в выходе из нынешнего глобального экономического кризиса путем совместного индустриального прорыва с использованием технологии стран Евросоюза и в тоже время ресурсного и человеческого потенциала, который в значительной степени достался постсоветским государствам от СССР. И в этом плане программа Казахстана «Путь в Европу» — важный шаг в таком направлении».

Старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Леонид Гусев рассмотрел проблему казахстанского пути в Европу, исходя из опыта взаимодействия Казахстана с «шанхайской шестеркой»: «За несколько прошедших лет, во многом благодаря именно Астане, в ШОС сделано довольно много. Например, я считаю, что очень большим делом стало создание Университета ШОС. Кстати, наш МГИМО выиграл в конкурсе право руководить направлением «Международные отношения». Объединить страны «шестерки» для создания подобного университета, который будет готовить молодых специалистов для работы в наших странах, это большое дело. Или возьмем появление молодежной организации ШОС, в чем активное участие принимали и казахстанские представители. Надо сказать, что Казахстан очень плотно интегрирован в эту организацию. Поэтому теперь уже стоит говорить не о двух центрах ШОС — России и Китае, а о трех, имея в виду Казахстан».

По мнению Андрея Федорова, генерального директора «Национального информационного центра», председательство Казахстана в ОБСЕ должно иметь разумные ожидания. «С моей точки зрения, этот год важен как стартовая позиция,- заметил российский аналитик. — Он нужен для того, чтобы идентифицировать те проблемы, которые в ней существуют, посмотреть, что нужно менять в ОБСЕ — а я не сторонник того, что там надо ломать все. По многим позициям эта организация работает очень эффективно, и важно определить новые механизмы ее работы, а также, может быть, и какой-то график. Как раз Казахстан способен стать инициатором такого видения на несколько лет вперед».

Подвел итог дискуссии казахстанский эксперт Булат Ауелбаев: «Идет ли Казахстан в Европу с Россией или без нее? Этот вопрос действительно важный. Между прочим, через чью территорию проходит наш путь в Европу? Понятно, что через Россию, которая для нас является безусловным стратегическим партнером. Если мы совместно станем и далее совершенствовать условия для развития экономик обеих стран, приграничного сотрудничества, двусторонних проектов, то это и будет наш общий путь в Европу».

Андрей ВАСИЛЬЕВ


Распечатать страницу