Умелый, человечный, искренний

27.10.09

Умелый, человечный, искренний

Источник: «Учительская газета»

Таким должен быть современный выпускник

В этом номере мы завершаем публикацию творческого отчета наших корреспондентов обо всех этапах Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009». Эта статья посвящена третьему, последнему туру. Объявление пятерки финалистов в Фундаментальной библиотеке МГУ стало началом третьего тура конкурса «Учитель года России-2009». Практически сразу же после поздравлений и концерта конкурсанты сели за «круглый стол» с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, чтобы всем вместе понять, какой должна быть современная школа.

Встреча напоминала викторину. Ведущий «круглого стола» профессор МГИМО Юрий КОБАЛАДЗЕ задавал вопрос, а пятеро учителей должны были удивить, задеть за живое, проявить государственную смекалку, ответив на него. Резюме оставалось за министром:

— Говоря о сбережении здоровья физического, забывают о духовном благосостоянии, что не менее важно для растущего человека. От кого и от чего прежде всего зависит духовно-нравственное здоровье школьников? Какой должна стать система школьного обучения и воспитания, чтобы выпускники школы выходили из ее стен духовно здоровыми людьми?

— Рассуждая на эту тему, мы могли бы выделить много факторов, которые способствуют духовно-нравственному здоровью детей, — вступил в дискуссию московский историк Владимир КРУЖАЛОВ. — Но прежде всего духовно-нравственное здоровье детей зависит от духовно-нравственного здоровья учителя.

— На мой взгляд, нравственное здоровье детей, — подхватил физик из Подмосковья Вадим МУРАНОВ, — зависит от духовно-нравственного здоровья всего общества в целом, от тех ценностей, которые сформированы в каждой конкретной семье у каждого конкретного ребенка.

Филолог из Владимирской области Нина ЗАВАРЫКИНА согласилась со своими коллегами, но попросила обратить внимание на то, что нужно не только сохранять, но и пропагандировать ценность культурного наследия человечества. Пробуждение души — это важная задача школы.

Математик из Челябинской области Наталья НИКИФОРОВА добавила, что нравственное здоровье у детей появится только тогда, когда школа и семья станут единомышленниками. Сегодняшняя позиция, что семья — заказчик, а школа — исполнитель, не вполне корректна. По ее мнению, образование это не просто услуга, это и собственно ценность. И когда педагоги начнут работать с родителями не как с заказчиками, а совместно, тогда можно будет говорить о хорошем воспитании школьников.

Учитель немецкого языка с Псковщины Светлана ПРОКОФЬЕВА подхватила мысль Владимира Кружалова о том, что дети очень сильно зависят от их наставников. Развивать духовный мир ребенка приходится не только и не столько на уроках. Общение вне занятий требует даже большей отдачи. Это то общение, которое дарит знание о духовных ценностях, это обращение и к корням своим, это знакомство с культурами разных народов. От учителя на самом деле зависит много...

Поворот к задаче учителя расширять мировоззрение ученика, естественно, привел к разговору о классном руководстве:

— Мне кажется, что такой воспитатель как классный руководитель, — рискнула высказаться о наболевшем Никифорова, — сможет больше уделить внимания таким своим специфическим обязанностям, если у него будет ставка освобожденного наставника.
И тут мнения участников «круглого стола» разделились. Практика других педагогов подсказывает им, что когда за ребенка несет ответственность кто-то один, определенный человек, результатов это не дает. Дети должны видеть профессионала, который выполняет свою работу, но плюс к этому решает и их проблемы. Это более естественный процесс, хотя, конечно, совмещать большую нагрузку с воспитанием нелегко.

Кружалов попытался прервать жаркие дебаты о классном руководстве, заметив, что эти вопросы педагоги могут и сами обсудить, а вот присутствие министра в разговоре было бы разумнее использовать более продуктивно. Например, москвича интересует, как Министерство образования может способствовать повышению престижа роли учителя.

— Например, обилие отчетов отнюдь не способствует улучшению нашего морального здоровья. Если бы их было поменьше и самооценка учителя возросла бы, то и нравственное состояние бы окрепло.

Министр, как и было предусмотрено регламентом, подвел черту под этим этапом обсуждений:

— Я записываю все, что вы здесь говорите, — сказал Андрей Александрович. — Понял, что играю роль того ученика, которого учителя приводят в качестве плохого примера. И это очень полезно. Думаю, именно такой ученик тоже весьма важен для духовно-нравственного воспитания. Всегда надо на чьем-то примере видеть, что же такое хорошо на самом деле. По поводу самой проблемы хочу напомнить, что многие вопросы и должны решаться в нашей новой школе. Нормальная духовно-нравственная атмосфера в учебном заведении выстраивается самими участниками образовательного процесса. Когда в школе нормальные человеческие отношения между учителями, складываются теплые взаимосвязи и у всех остальных. Конечно, бессмысленно решать в школе вопросы, которые не решаются в обществе. Но мы думаем о том, как мы воспитаем это общество.

Юрий Кобаладзе задал второй вопрос: — Какую задачу школьного образования вы для себя определяете как приоритетную? Есть ли в образовании второстепенные задачи?

— Образование — само по себе приоритетная задача, — ринулся в бой Вадим Муранов.

— Задача образования — развитие каждого ребенка, — развила тему Наталья Никифорова. — Сюда входят и знания, которые он приобретает, и способы деятельности, которым он обучается, и воспитание.

Нина Заварыкина подчеркнула, что мелочей в образовании нет. Когда требуется высветить в человеке то лучшее, что у него есть, то главным становится все. А Владимир Кружалов все-таки предложил заострить внимание на воспитании, потому что обученный негодяй страшнее и опаснее, чем необученный, а значит, надо не только учить, но и пробуждать в душах прекрасное.

Юрий Георгиевич удивился, что на сей раз в адрес министерства замечаний не было, и спросил Фурсенко сам:

— Вы даете указания, какие задачи считать приоритетными?

— Я вообще школам никаких указаний не даю. Это делают другие люди. Школы — муниципальные учреждения. А вопрос действительно сложный. В нашей жизни всегда должны быть приоритеты. Мы и ребят должны научить расставлять приоритеты. Я люблю фразу Михаила Светлова: «Я легко обхожусь без необходимого, но не могу без лишнего». Мне кажется, что одна из задач школы — научить ребят ценить лишнее. Потому что школа одно из немногих мест, где это лишнее можно получить. Потом начнется жизнь, прагматичная, требующая от нас именно необходимого. Три вещи кажутся мне очень важными. Во-первых, школа должна научить учиться. Жизнь меняется быстро, все знания не дашь, только отобьешь охоту их получать, надо, чтобы ребята стремились их приумножать. Вторая вещь, а может, она и первая, — мы должны сделать так, чтобы тот, кто вышел из стен школы, был порядочным человеком. И третье, чтобы дети были здоровыми.

Юрий Кобаладзе подхватил цитату из Светлова и припомнил, что и Оскар Уайльд сетовал на то, что у него непритязательный вкус, ему вполне достаточно самого лучшего. Но по протоколу эта дискуссия еще не ставила точку в разговоре, последовали и другие вопросы.

— Какими качествами, по-вашему, должен обладать современный выпускник?

— Мы должны быть уверены, что он сможет существовать дальше без нас, — выразила свое мнение Наталья Никифорова. — Должен уметь учиться, ставить для себя цели, выбирать способы достижения этих целей, нести ответственность за результат своей деятельности.

— Выпускник школы прежде всего должен обладать нравственным стержнем, — считает Светлана Прокофьева.

— Мы обязаны в первую очередь воспитывать патриота и гражданина своей страны, — заявил Владимир Кружалов.

— Мы совсем забыли о таких понятиях, как доброта и нравственность, — подхватывает разговор Нина Заварыкина.

А Вадим Муранов придумал акростих на слово «ученик», когда «у» — это «умелый», «ч» — «человечный», «е» — «естественный», что в понимании Вадима Александровича значит «искренний», «н» — «нравственный», «и» — это и «интеллигентный», и «интеллектуальный», «к» — «культурный». Но главным качеством физик из Ногинска считает человечность...

Фурсенко заметил, что чувство ответственности делает человека сильнее. Но особенно внимателен министр был к тому, что говорили учителя об изменении в содержании образования.

— Не надо ничего менять, дайте школам большую свободу в отборе содержания, — сказал Кружалов. — Нужно раздвигать рамки класса до рамок всего мира, — предложила Светлана Прокофьева.

Вадим Муранов убежден, что любой стандарт — это ограничение.

Юрий Кобаладзе сделал пятерке своеобразный сюрприз. После того как учителя обсудили обязательнкую тему «круглого стола», у них была возможность задать свой вопрос министру или высказать свое пожелание.

— Какие перспективы поддержки учителей в ближайшие 10 лет вы видите? — поинтересовался у Андрея Александровича Вадим Муранов.

— Школа — дело государственное, почему бы не придать учителю статус государственного служащего, — предложил Владимир Кружалов.

— Сохранится ли ЕГЭ по литературе? — не удержалась от вопроса на больную тему Нина Заварыкина.

Светлана Прокофьева высказала сожаление, что в школе нельзя сделать карьеру, а Наталья Никифорова просто попросила Фурсенко почаще «разговаривать с учителями». А он и говорил с ними. О том, что форма проверки знаний может быть разной, главное, не отбить у детей охоту писать сочинения самостоятельно, без помощи Интернета. Престиж учителя сегодня повышается, и неформальными путями можно добиться гораздо больше, нежели административными мерами. С 2004-го министр раз в год встречается с участниками конкурса, и он заметил, что их самооценка раз от разу повышается, у педагогов настроение стало другое. Национальный проект сделал многое. Главное — пришло понимание, что никакой бизнес невозможен без хорошего образования. А карьера? Это не только звездочки на погонах. Это прежде всего внутренняя самореализация. И удовлетворение, которое получает учитель, видя, как преуспел в жизни его ученик.


Распечатать страницу