Тот, который смотрит в мир

17.11.09

Тот, который смотрит в мир

Источник: Gzt.ru

Журналисту и драматургу Генриху Боровику исполнилось 80 лет
Он стал едва ли не первым международником с человеческим лицом, который сумел доказать миру, что советский журналист — это не пропагандистская машина, навязывающая стране и миру социалистическую идеологию, а эрудированный оппонент. В лице Генриха Боровика западный мир увидел настоящего, крепкого профессионала, легкого на подъем, каждую минуту готового сорваться в любую точку земли, чтобы не только описать увиденное, но и стать непосредственным участником событий.

Судьба Генриха Боровика всегда как-то больше вела к театру. Отец — дирижер симфонического оркестра, мать — актриса. В родном Пятигорске он работал в местном театре — вначале электриком, но благодаря отцу, основателю театра, познакомился и с актерами, ставшими потом звездами сцены: Махмудом Эсамбаевым и Михаилом Водяным. Впечатления были настолько сильны, что даже при поступлении в МГИМО запасным вариантом был ГИТИС.

Сейчас трудно представить, что человек, без которого немыслима отечественная политическая журналистика, всю жизнь тяготел к более возвышенным формам.

Первым местом работы молодого выпускника стал журнал «Огонек», поначалу в должности технического секретаря, а потом и спецкора международного отдела. Боровика всегда выделял очень нетипичный для журналистики тех лет подход. Героями его репортажей в первую очередь были не абстрактные идеи вселенского счастья, а люди. Он писал о них много, ярко и подробно, писал заметки, статьи, очерки ( первый сборник из них вышел в его родном «Огоньке» в 1955 году). А его репортажи из горячих точек стали настоящим эталоном жанра.

Потом были встречи с Хемингуэем, совместный фильм с Романом Карменом, книги, сценарии и театральные пьесы.

Но для большинства населения СССР Генрих Боровик наряду с Александром Бовиным, Валентином Зориным, Владимиром Цветовым был в первую очередь ведущим еженедельной телепередачи «Международная панорама». Потом были и «Камера смотрит в мир», и «Позиция», и «Завещание XX века», но именно «Международная панорама», начинавшаяся с тревожного фрагмента инструментальной пьесы «Vibrations» американской группы The Ventures, была настоящим прорывом в области политической тележурналистики.

Молодежь 60— 70-х узнала благодаря ему увлекательные подробности из жизни своих сверстников из статьи «Путешествие в страну Хиппляндию», опубликованной в журнале «Вокруг света» , и тут же взяла на вооружение все, что надо.

Многие высказывания и жесты Боровика не раз могли стоить ему карьеры, а то и чего побольше. Достаточно вспомнить его конфликт с партийным руководством, вызванный нежеланием писать лживые репортажи из Афганистана, или его репортажи для CNN об августовском путче 1991 года.

В 1982 году, сразу после «афганской» истории, Боровик возглавил журнал «Театр», сумев вдвое увеличить его тираж. Но театр так и остался для него «вторым фронтом». Там шли спектакли, поставленные по его пьесам, а настоящая жизнь разворачивалась на политических сценах.

Секретарь Союза писателей по международным делам, председатель Советского комитета защиты мира, народный депутат СССР — все свои звания и должности, не говоря уже о наградах, вряд ли с точностью подсчитает и сам их обладатель. Да и не в них дело, а в огромном количестве хороших дел и новаций, которые были осуществлены благодаря ему. Именно Боровик первым указал на недопустимость подчинения всех каналов Всесоюзного радио и Центрального телевидения председателю Гостелерадио.

Журналистскую династию продолжил сын Боровика Артем, ставший потом главой издательского холдинга «Совершенно секретно», который занимался расследованием самых запутанных дел, связанных с коррупцией во власти. 9 марта 2000 года Артем Боровик погиб в авиакатастрофе, причины которой до сих пор не выяснены. Сейчас Генрих Боровик возглавляет фонд имени своего сына и продолжает работать над новыми проектами.

Ясен Засурский, президент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова: «Это неравнодушный человек и поэтому очень интересный»

Я знаю Генриха Аверьяновича уже давно. Мы встречались в Америке, когда он там работал. Конечно, он в первую очередь прекрасный журналист, журналист-международник, который побывал практически во всех горячих точках. И он писал и пишет о том, что он видит там,— спокойно, но при этом имея свою четкую точку зрения; поэтому он всегда пользуется доверием читателей. Но помимо того, что он журналист, он еще и интересный драматург. Его пьесы ставились рассказывал, ловил вместе с Хемингуэем. Вместе с ним мы разговаривали с писательницей Бел Кауфман, автором книги «Вверх по лестнице, ведущей вниз»; кстати, она с большим интересом относится к тому, что происходит в нашей стране. Кроме журналистики, драматургии он активно занимается и общественной деятельностью: движение за мир, премия имени его сына — Артема Боровика. Это неравнодушный человек и поэтому очень интересный.

Ксения Ларина, театральный критик, ведущая радио «Эхо Москвы»: «Я помню, какими глазами Артем смотрел на своего отца»

Меня с Генрихом Аверьяновичем связывает очень многое в жизни. Он даже еще об этом не знал, когда я его уже любила. А любила я его как драматурга, поскольку впервые услышала его имя в Театре Маяковского, когда была на премьере спектакля «Интервью в Буэнос-Айресе». Это был замечательный спектакль, на который я потом ходила много-много раз. Благодаря этой пьесе я стала знакомиться с творчеством драматурга Генриха Боровика. Я тогда в школе училась. Тогда же узнала, что он— журналист-международник. Потом прошло много лет, я сама стала журналисткой, познакомилась и подру и с успехом шли и у нас, и за рубежом. Поэтому, когда мы были с ним вместе в гостях у Олби, мы говорили именно о театре: для Боровика это очень близкая тема. Помню, обсуждали, как соединить разные стороны в пьесе — творчество и реальную жизнь. Боровик вообще знаком с множеством прекрасных писателей. Например, когда он был на Кубе, он пообщался с Хемингуэем и стал, если не ошибаюсь, единственным нашим журналистом, которому это удалось. Даже рыбу, жилась с Артемом Боровиком, его сыном. Артем стал моим товарищем, пригласил работать к нему в «Совершенно секретно». Тогда я заново узнала Генриха Боровика и, кстати, рассказала ему эту историю про мою юношескую любовь к его драматургии. Ему было очень приятно: эта часть его жизни мало известна широкой публике, поскольку главная его работа — это журналистика, как драматург он известен меньше. Так мы подружились. Особенно близко стали общаться после гибели Артема, тогда я увидела близко всю семью.

Я очень люблю Генриха Аверьяновича, искренне поздравляю его с нынешним юбилеем. Большой праздник в честь его 70-летия устраивал Артем — это был последний праздник, который сын устраивал для отца. Я там была и помню, какими глазами Артем смотрел на своего отца, — это дорогого стоит. Я желаю Генриху Аверьяновичу здоровья, успехов.

И при каждой встрече ему напоминаю, что мы все ждем от него книгу, потому что он очень много знает и много помнит, он встречался с людьми, которые для нас — далекая история: от Керенского до Хемингуэя. Он просто должен написать книгу мемуаров, чего я ему искренне желаю.

Елена ШИПИЛОВА, Алексей ПЕВЧЕВ, Наталья ПЫХОВА


Распечатать страницу