Иерусалим на двоих

07.12.09

Иерусалим на двоих

Источник: РГРК «Голос России»

Евросоюз намерен оживить переговорный процесс на Ближнем Востоке. Для этого предлагается поделить Иерусалим.

Швеция выступила с предложением признать Иерусалим столицей двух государств — Израиля и Палестины. Это предложение обсуждается 7—8 декабря на заседании Совета министров иностранных дел Евросоюза, посвященном мирному процессу на Ближнем Востоке.

С какой целью Швеция вынесла на обсуждение этот план? Можно ли его реализовать? Как предложение Швеции воспринимают в Израиле и в Палестине? Будет ли осуществление этого проекта шагом на пути ближневосточного урегулирования?

На эти вопросы специально для «Голоса России» отвечали Ирина Звягельская — профессор МГИМО, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН; Александр Шумилин — руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН.

Ирина Звягельская: формула «два народа — два государства» теряет популярность

«Предложение Швеции нацелено на то, чтобы создать условия для возобновления переговорного процесса. Дело все в том, что в настоящее время наблюдается явная стагнация мирного процесса на Ближнем Востоке. Причины совершенно очевидны. Ни та, ни другая сторона не уверена, что, даже пойдя на какие-то существенные, с её точки зрения, уступки, она получит результат, который будет поддержан местным обществом, и который не подорвет позиции, с одной стороны, палестинского руководства, а с другой стороны, израильского.

Более того, идея „два народа — два государства“ начинает потихоньку терять популярность, и все большее внимание со стороны палестинцев и значительной части арабского мира обращается к идее двунационального государства, единого государства, что для Израиля, конечно, совершенно неприемлемо. В этих условиях предложение Швеции как раз, на мой взгляд, и нацелено на то, чтобы подчеркнуть верность формуле „два народа — два государства“.

Кроме того, это попытка привлечь внимание к тому, что переговоров-то нет. Палестинское государство, о котором все говорят, остается исключительно виртуальным. Продолжается строительство поселений, во всяком случае, на той части палестинских территорий, которые Израиль вообще не собирается отдавать, при любом урегулировании. Продолжается расширение старых поселений. Иными словами, территория, которая когда-либо может быть передана под Палестинское государство, все больше и больше сужается. Вопрос о том, когда можно будет создать такое государство, где, и насколько оно будет жизнеспособным, этот вопрос, на мой взгляд, остается открытым. Предложение Швеции, по-моему, нацелено на то, чтобы вновь привлечь внимание к этой проблеме. Возможна ли его реализация на практике, в этом я очень сомневаюсь».

Александр Шумилин: есть другие варианты компромисса

«Европейцы, как, собственно, и США, официально никогда не признавали Восточный Иерусалим частью единого и неделимого Иерусалима. Проблема Восточного Иерусалима чрезвычайно чувствительна для обеих сторон — и израильтян, и палестинских арабов. Предполагалось, что формулу компромисса по ней должны найти сами израильтяне и палестинцы в ходе двусторонних переговоров. Однако в последнее время переговоры эти прекратились. Судя по всему, председательствующая в Евросоюзе Швеция решила сделать „исторический шаг“ с тем, чтобы дать толчок к выходу переговорного процесса из тупика через признание Иерусалима столицей двух государств.

Вполне вероятно, что палестинское руководство вскоре сделает заявление о превращении Палестинской автономии в самостоятельное Палестинское государство. Это, конечно, будет шаг, рассчитанный на пиар, шаг чисто лозунговый, потому что ещё не созданы никакие условия для этого. Но палестинцы находятся в тупиковом положении из-за конфликта между умеренным руководством Палестинской автономии и радикальным ХАМАС. Умеренное руководство ищет варианты выхода из этого тупика накануне выборов, предстоящих в январе. В палестинской среде, надо полагать, предложение Швеции вызовет положительную реакцию. Им попытается воспользоваться Махмуд Аббас и его окружение для того, чтобы показать своим согражданам, что основные карты политического урегулирования в его руках, а не в руках ХАМАС.

Характерно, что в Израиле и оппозиция, и правящая коалиция, резко отрицательно воспринимают эту инициативу Швеции, полагая, что любой вариант решения проблемы Иерусалима должен стать результатом договоренности израильтян и палестинцев, одобренной Евросоюзом, но Евросоюз не должен навязывать это решение в политико-силовой манере. В Израиле достаточно людей, которые считают, что эту проблему надо решать на условиях компромисса. Но компромисс прорабатывается в других вариантах. Например, сохранение единства города, но присутствие там палестинских государственных учреждений. Там много всяких деталей, скажем, где будут располагаться эти учреждения — в самом Восточном Иерусалиме, или в пригороде Иерусалима. Возможно образование автономных зон, где мусульманские святыни будут находиться под контролем мусульманских религиозных властей, определенные участки, на которых будут располагаться офисы госучреждений Палестины с правом демонстрации флага Палестинской автономии. То есть формальное присутствие Палестинского флага в Восточном Иерусалиме может быть обеспечено, а где будет реальная палестинская столица — этот вопрос обсуждается. Допустим, это будет Иерихон или Вифлеем. Восточный Иерусалим может стать условной столицей Палестинского государства, но без разрушения его статуса единого и неделимого города — столицы государства Израиль.

Станет ли вариант, предложенный шведами, толчком для возобновления переговоров — возникают сомнения. Израильтяне могут „встать в позу“ и затребуют отзыва такого решения, не отказываясь от обсуждения судьбы Иерусалима в ходе переговоров, к которым они сами готовы. Биньямин Нетаньяху призывает Махмуда Аббаса сесть за стол переговоров, чтобы обсуждать все вопросы, но без вариантов их предварительного решения, то есть без того, что предлагает Швеция».

Нина КАЙШАУРИ


Распечатать страницу