Первый кризисный год: СIO подвели итоги

18.12.09

Первый кризисный год: СIO подвели итоги

Источник: Сomputerra.ru

Хорошо организованные дискуссии и живой обмен мнениями в процессе конференций постепенно вытесняют из деловой программы формальные мероприятия, где зачитываются скучные доклады. По крайней мере, этот процесс происходит в жизни российских CIO.

Традиционное мероприятие клуба 4CIO.ru, подводящее итоги уходящего года, прошло 15 декабря в Москве. Если в прошлом году ведущие CIO, а также представители вендоров и интеграторов собирались под вывеской «Биеннале», то на этот раз решено было назвать заседание «ИТ-Ассамблея».

[Алексей Кравченко, источник — 4CIO] Директор управляющего офиса 4CIO.ru Алексей Кравченко напомнил, что «Биеннале» прошло под знаком начавшегося кризиса, и наиболее горячие обсуждения возникали на тему «Есть ли кризис или он в умах?». Тогда в выступлениях CIO часто звучали слова «эффективность», «оптимизация», «стандартизация», «рационализация», «консолидация». Участники «ИТ-Ассамблеи» смогли убедиться, что большинство прогнозов годичной давности не сбылось. В большинстве случаев, как водится, истинное положение дел оказалось посередине полярных оценок 2008 г. «Я не знаю, кризис — это хорошо или плохо», — перефразировал Алексей Кравченко рефрен одной китайской притчи и предложил перейти к обсуждению итогов 2009 г.

В этом году произошло сближение 4CIO.ru и компании Gartner. CEO российского представительства этой авторитетной исследовательской компании Сергей Дьяченко выступил с основным докладом первой сессии. По его словам, уровень шока, который испытала экономика, заставила многих задуматься о бизнесе, в первую очередь об ИТ в бизнесе.

[Сергей Дьяченко, источник — 4CIO] Приятным сюрпризом явилось то, что, несмотря на всю тяжесть кризиса, большинство компаний уже к маю 2009 г. начали вести бюджетирование в кризисном режиме, заработали механизмы эффективного отбора проектов, что свидетельствует о росте зрелости российского бизнеса. Ведущие компании России в кризис отработали неплохо, на уровне мировых лидеров, считает Сергей Дьяченко. По его оценкам, в 2010 г. ИТ-рынок понемногу начнет возвращаться в положительную зону, возможен даже стабильный рост.

Заместитель генерального директора ИЦ «Телеком-Сервис» Андрей Алмазов в качестве пожелания Gartner отметил необходимость сегментирования аналитики, основываясь на факте серьезного разделения ИТ рынка на сегменты, связанные с направлением деятельности компаний, рассматриваемых в аналитическом отчете.

[Дмитрий Иншаков, источник — 4CIO] Вторая сессия — «ИТ-продукты: прошлое, настоящее, будущее» — была отведена дискуссии с ИТ-поставщиками. Ведущий Дмитрий Иншаков, ИТ-директор PricewaterhouseCoopers, предложил для начала обсудить, на что можно заменить слово «вендор» — на «производитель», «партнёр» или что-то другое. Генеральный менеджер компании APC в регионе СНГ Илья Звонов предложил романтический вариант «сталкеры», объясняя это тем, что вендоры ведут своих клиентов в мир технологий, помогают выбрать правильный путь.

Представители вендоров отметили, что 2009 г. был тяжёлым для всех, но в нём было и немало положительного. «Год прошёл — и слава Богу», — сказал Сергей Яскевич, генеральный директор IBM Global Services EE/A, подчеркнув, что для IBM год выдался вполне удачным — стоимость её акций выросла на 30% по сравнению с докризисным уровнем. Компания провела серьёзную работу по диверсификации в сервисное направление, активно инвестировала в развивающиеся рынки (они в итоге оправдали ожидания).

Country Manager HP Россия Александр Микоян заявил, что для его компании год был просто отличным — по многим продуктам удалось занять основную долю рынка. Илья Звонов из APC отметил, что рынок в кризис стал интереснее, кроме того, многие компании наконец занялись самосовершенствованием. Вендоры согласились, что кризис поставил серьёзные вызовы перед ИТ-службами. Повышение эффективности и раньше не сходило с повестки дня большинства CIO, но в новое время эта проблема приобрела особую актуальность. «Поэтому мы должны предоставлять такие решения, которые позволят руководителям ИТ-служб снизить затраты», — говорит Сергей Карпов, генеральный директор EMC Россия и СНГ.

Илья Звонов удовлетворён появившемуся в 2009 г. вектору энергоэффективности. Всё больше компаний стали активно оперировать термином PUE (Power Usage Effectiveness, коэффициент энергетической эффективности). Тенденцией ближайшего времени, по мнению Звонова, должно стать появление в компаниях Chief Energy Manager — руководителя, занимающегося энергоэффективностью. Глава APC в СНГ также подчеркнул, что сложная ситуация заставила многие компании начать приглядываться к конкурентам и партнёрам, выявляя их слабости и находя точки соприкосновения в плане партнёрских отношений.

Заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО Андрей Коротков поинтересовался у вендоров, удалось ли им наладить общение не только с CIO, но и с CEO. Сергей Карпов ответил, что подобные изменения идут, но медленно и тяжело, и ситуация не изменится до тех пор, пока подобные контакты не станут нормой. В противном случае складывается ситуация, когда власть разрешить или запретить те или иные изменения в ИТ-департаменте стягивается отнюдь не к тому человеку, который отвечает за этот самый департамент. Сергей Яскевич согласился с коллегой, добавив, что так или иначе большинство компаний думает категориями менеджмента, который упирается в манипуляции с информацией, но только кризис заставил руководство этих компаний задуматься о полезности ИТ в сферах занятости и интереса менеджеров.

Илья Звонов со стороны своей компании рассказал о нескольких слияниях в рамках компании Schneider Electric и разделения компании на сегменты, причем каждому сегменту были присвоены свои группы заказчиков, дабы начать общение с ними на качественно новом уровне. Александр Микоян заметил, что не только увеличилось количество общения с CEO, но изменились сами стандарты общения. Также он отметил, что в России специфика бизнеса заключается, помимо прочего, в том, что CIO часто бывает человеком, не принимающим решений в масштабах компании, поэтому случается и такое, что он просто не соответствует уровню общения с генеральными директорами.

Из зала Андрей Крылович, вице-президент компании «Систематика», прокомментировал ситуацию следующим образом: по его мнению, ИТ-директорам следует для предотвращения вышеописанных проблем расширять сферы своей деятельности и ответственности для большей интеграции в проблемы не только ИТ-департамента, но и компании в целом. Андрей Коротков добавил, что бывают случаи, когда представители вендоров контактируют с руководством компании-потребителя «через голову» ИТ-директора, но призвал CIO не бояться этого — зачастую такие встречи очень полезны для компании и помогают убедить руководство в необходимости развития ИТ.

Тон общения в третьей сессии мероприятия задавали непосредственно CIO. Евгений Чаркин («Северсталь») рассказал о масштабном проекте внедрения ERP-системы SAP. Компании также удалось пересмотреть взаимоотношения со многими вендорами и получить значительные скидки. Михаил Михайлов («Мечел») заявил, что его компания действовала схожим образом, но ей пришлось заморозить большинство ИТ-проектов, за исключением тех, что находились в активной фазе разработки. Затем постепенно в «Мечеле» начали проекты размораживать. Кроме того, в кризис удалось внедрить систему электронного документооборота в московском офисе компании.

Андрей Педоренко («АльфаСтрахование») признал, что в кризис его компания вошла неудачно: много проектов стартовало в 2008 г., многие из них достаточно долго приоритезировались, в итоге пришлось заморозить 3 из 11 проектов. «По большому счёту кризис в страховании еще не начался, он будет в 2010 г., — предупредил Педоренко. — Но если мы не будем вкладывать в ИТ, нам через пять лет придется уходить с рынка». Его коллега Сергей Пегасов (РОСНО) согласился, что наиболее тяжёлыми для сферы страхования ожидаются первые два квартала 2010 г. Он заострил внимание слушателей на том, что ни одного ИТ-проекта РОСНО на данный момент не заморозила. На данный момент в компании идет внедрение SAP, проходит реструктуризация взаимоотношений продающего крыла с другими подразделениями, запускаются новые инструменты для облегчения этого взаимодействия. Сергей также рассказал о переориентации компании на проекты с окупаемостью не более двух лет, так как в связи со сложившейся ситуацией руководство компании старается решать насущные проблемы, требующие немедленного внимания.

Сергей Адмиральский (АДАМАС) рассказал, что его компания из пяти проектов не стала замораживать только один — по внендрению BI -, да и то потому, что его готовность составляла 80% и он обещает повышение эффективности бизнеса.

[Сергей Адмиральский, источник — 4CIO]

Первым опытом компании по внедрению системы со свободным программным обеспечением стало решение CRM. Сергей Климаш (Metro) отметил, что компания готовилась к худшему на протяжении четырёх лет, и в итоге ей удалось сделать всё, что необходимо, и безболезненно отложить некоторые проекты. Алексей Часников («Спортмастер») рассказал, что ИТ-департамент компании не критично, но все же пострадал от кризиса, пришлось замораживать некоторые проекты, сокращать штатное расписание (в основном в плане вакансий), но на данный момент компания старается быстро и оперативно реагировать на отслеживаемые изменения рынка.

Далее CIO перешли к обсуждению ошибок, которые были сделаны в кризисный период. Михаил Михайлов считает, что ряд проектов в «Мечеле» можно было заморозить раньше, но остановиться было трудно. Выяснилось, что несколько проектов отстояло руководство компании, но в итоге они не принесли ожидаемой отдачи. Евгений Чаркин заявил, что говорить об ошибках пока рано — многое прояснится ближе к концу 2010 г. По словам Алексея Педоренко, ошибкой стало то, что ИТ-служба сидела и боялась, хватит ли у компании денег, поэтому вовремя не смогла убедить бизнес, что надо начинать проекты. Сергей Пегасов согласился, что многие ИТ-проекты в страховом бизнесе можно было начать раньше, а главной внутренней ошибкой РОСНО стало то, что внутри ИТ-службы не было подразделения, которое занималось бы эффективностью и экономическим анализом. «У нас на ошибки просто не было денег», — сказал в свою очередь Сергей Адмиральский. Алексей Часников, анализируя прошедший год, отметил, что надо было более активно общаться с бизнесом, искать нужных людей для стоящих перед ИТ-департаментом задач. Сергей Климаш заявил, что серьезных проколов в прошедшем году компанией допущено не было, за исключением нескольких запоздалых решений в сфере инноваций.

Обсуждая вопрос перехода на решения дешёвых вендоров, CIO сошлись во мнении, что такой шаг будет нецелесообразным, по результатам экспертиз существующая ситуация вполне устраивает ИТ-директоров. Сергей Климаш и Сергей Пегасов согласились, что такие вендоры не исправляют ситуацию, так как повышается стоимость владения оборудованием. Подтверждая мнение аналитиков Gartner, CIO считают, что аутсорсинг имеет значение только в простых и доступных задачах. В других случаях этот подход таит множество подводных камней, да и финансово не всегда себя оправдывает.

На вопрос, приходится ли больше играть в аппаратные игры, дабы сохранить ресурс и бюджет ИТ-службы, Евгений Чаркин ответил отрицательно, так как его компания в этом отношении базируется на недавно проведённом детальном расчете бюджета ИТ-службы до мелочей.

Андрей Педоренко, в свою очередь, рассказал о множестве мелочей в плане аппаратных игр, к которым он прибегал ранее, стали с наступлением кризиса терять актуальность — финансисты и бухгалтеры начали яснее понимать необходимость финансирования тех или иных статей ИТ-структур.

Четвёртую секцию, посвященную видению темы Ассамблеи «ИТ сервисы: прошлое, настоящее, будущее» с точки зрения интеграторов, открыл Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM Восточная Европа и Азия, напомнив, что, по данным IDC, за 2009 г. российский ИТ-рынок упал почти вдвое — на 48%. Восстановление рынка ожидается только к 2014 г. Генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников отметил, что прогнозировать российскую экономику не имеет смысла, ибо прогнозы эти, как исходит из опыта, не оправдываются. После чего привел некоторые выкладки, заставляющие смотреть в будущий год пессимистически.

Генеральный директор компании Сергей Мацоцкий заявил, что прогноз развития той или иной отрасли российской экономики не может быть достоверным, и согласился, что 2010 г. пройдет под эгидой крайне низкого, но стабильного финансирования ИТ. Далее глава IBS видит рост рынка ИТ в 2011 г., но «рост, скорее всего, будет нездоровый, как и любой быстрый рост». Сергей Мацоцкий заострил внимание на том, что большинство компаний в условиях кризиса собираются внедрять CRM-системы, при упавшем рынке ИТ это кажется нелогичным.

Большинство участников дискуссии согласились, что в будущем бюджет их департамента будет расти. Далее после длительной дискуссии ведущий Кирилл Корнильев подытожил — с точки зрения интеграторов компании часто экономят не столько на ИТ, сколько с ИТ. Ведь существует масса других направлений, где можно повысить эффективность и урезать расходы.

Борис Бобровников среди прочего отметил, что есть небольшой процент компаний, в кризис не урезающих, а наоборот, вкладывающих все больше в сегмент ИТ. Но большинство все же предпочитают так или иначе экономить на ИТ, хотя и не главным образов.

Кирилл Корнильев добавил, что CIO на западе часто прибегают к аутсорсингу как к финансово оправданной мере, но в России этот подход работает редко. Сергей Мацоцкий прокомментировал эту мысль словами о том, что российский руководитель морально привязан к своему персоналу и своим финансам, поэтому мысль о такой мере, использование аутсорсинга не кажется большинству оправданной. Также Мацоцкий упомянул о таких мерах повышения эффективности и урезания расходов, как, к примеру, увеличение срока амортизации.

Затем участники обсудили следующую ситуацию: CEO вызывает CIO и задает вопросы о целесообразности тех или иных затрат. Хорошо это или плохо? Дмитрий Иншаков высказался на тему повышения понимания руководством необходимости ИТ-департамента для повышения эффективности бизнеса. И если генеральный директор обсуждает эти вопросы с финансовым директором без CIO, это свидетельствует в первую очередь о недостатке доверия к CIO. Сергей Мацоцкий добавил, что большинство действительно серьезных оптимизаций дорогостоящи и не приносят немедленных прибылей, когда именно их-то и ищут первые лица компании.

Он же рассказал свои соображения о ведении статистики внутри компании, взяв за пример энергетическую отрасль: «Хотелось бы посмотреть, какая, например, выработка в компании приходится на сотрудника такого-то отдела». Сергей Мацоцкий убедительно доказал, что в большинстве случаев такой статистики нет, и найти ее очень тяжело, потому что первые лица компаний просто предпочитают игнорировать подобные показатели, так как результаты могут оказаться неудовлетворительны и даже обескуражить. С другой стороны, ИТ-департамент ещё не стал для первых лиц компаний серьёзным инструментом менеджмента, и в этом одна из больших бед развития информационных технологий в нашей стране.

Андрей АРСЕНТЬЕВ


Распечатать страницу