Каким нам видится Израиль

27.04.10

Каким нам видится Израиль

Источник: Агентство еврейских новостей

В рамках Недели Израиля, проходящей в Московском государственном институте международных отношений (Университете) состоялся «круглый стол» «Имидж Израиля в современном мире», организованный Союзом израильских студентов (Еврейским клубом) МГИМО и еврейской молодежной организацией «Гилель».

Открывший заседание проректор МГИМО по кадрам Валерий Воробьев с одобрением отметил, что Союз израильских студентов МГИМО занимается не только организацией культурной программы, но и вполне серьезными мероприятиями.

Отметив, что всякой творческой работой интересно заниматься, В. Воробьев подчеркнул, что Израилем «заниматься трижды интересно», и вспомнил, что когда он начал заниматься израилеведением, то из-за отсутствия нужной литературы в СССР ему пришлось начать со штудирования Библии и книг Т. Герцля.

Говоря о теме «круглого стола», его ведущий, сотрудник Института стран Азии и Африки при МГУ Дмитрий Марьясис, напомнил о существовании у самих израильтян двух точек зрения на имидж Израиля в окружающем мире, которые ему пришлось видеть лично — «нам нужна помощь для коррекции имиджа» и «не надо нам помогать, мы сами справимся».

«Все наше обсуждение будет лежать между этими двумя позициями», — сказал Д. Марьясис, для наглядности продемонстрировав возможный зазор взмахом рук.

Историк, социолог и политолог Алек Эпштейн в своем выступлении заметил, что, по его мнению, «имидж Израиля никогда не был столь хорош как сейчас».

А. Эпштейн связал это улучшение с двумя вещами. Во-первых, с началом массовой войны с терроризмом, когда выяснилось, что именно у Израиля лучше всего получается минимизировать негативные последствия контртеррористических акций, сохранять при ведущейся войне максимум возможных элементов демократического государства.

Кроме того, по мнению А. Эпштейна, в роли своеобразных «послов доброй воли» выступают многочисленные туристы, посещающие Израиль.

Пресс-атташе посольства Государства Израиль в РФ Алекс Гольдман-Шайман рассказал о разработанных в Израиле программах, призванных корректировать имидж Израиля, который ассоциируется у пользователей разнообразных СМИ (особенно электронных) с войной и терроризмом.

Глава отдела Израиля и диаспоры института востоковедения РАН Татьяна Карасова заметила, что в телепрограммах западный зритель видит в основном пропагандистские кадры антиизраильской направленности.

«Задача Израиля — показать, объяснить, убедить как это есть на самом деле», — резюмировала она. Она также опровергла слова А. Эпштейна о туристах, как о «послах мира», заметив, что это далеко не так.

Заместитель главного редактора и ведущая передач радиостанции «Эхо Москвы» Наргиз Асадова, подчеркнув, что российская пресса к целом относится к Израилю лучше, чем СМИ США и Европы, выделила тем не менее проблему существования так называемой «примаковской» линии в среде журналистов, а также нескольких телекомментаторов, враждебно относящихся к Израилю, среди которых она специально упомянула Максима Шевченко.

Говоря об общемировом отношении к Израилю, Н. Асадова сослалась на данные недавнего опроса, проведенного в 28 странах, где лишь 19% опрошенных заявили о своем положительном отношении к Израилю.

«В случае с Холокостом израильтянам удалось убедить мировое общественное мнение, а в случае с Ираном и Ближним Востоком — пока нет», — сказала она.

Н. Асадова также обратила внимание на освещение ситуации в Израиле так называемыми новыми медиа — создаваемыми в Интернете.

Она в частности рассказала об опыте Герцлийского центра, во время операции «Литой свинец», организовывавшего команды добровольцев из разных стран мира, которые следили за освещением ситуации в Интернет-СМИ и стремились каждый раз переломить дискуссию, если она разворачивалась в неблагоприятном для Израиля ключе.

Глава Русского общества друзей Иерусалимского университета Анна Симонова поддержала Т. Карасову, заметив, что для большинства туристов Израиль — это место расположения религиозных святынь, а на объекты и в музеи, связанные с историей собственно Израиля их практически не возят.

Подводя итоги, Дмитрий Марьясис заметил, что хотя имидж Израиля и улучшился по сравнению с событиями 30-летней давности, он еще во многом ассоциируется с терроризмом.

С другой стороны, возрастающая роль новых медиа дает возможность практически каждому человеку принять участие в формировании имиджа Израиля.

Директор московского «Гилеля» Елена Крулевич в своем кратком выступлении заметила, что надеется на продолжение сотрудничества с Союзом израильских студентов и что подобные группы появятся и в других московских вузах.

Она также сообщила, что осенью Неделя Израиля пройдет в нескольких московских университетах.

Семен ЧАРНЫЙ


Распечатать страницу