Троечники пошли в учителя

02.09.10

Троечники пошли в учителя

Источник: Газета.Ru

Опубликованы итоги поступления в вузы с ЕГЭ-2010

20% российских вузов по результатам ЕГЭ зачислили троечников и будут делать из них педагогов и инженеров. Такие данные приводит в своем исследовании Высшая школа экономики. В списки специальностей с высоким средним баллом ЕГЭ, согласно исследованию, попали только социально-экономические и гуманитарные. По мнению Минобрнауки, это отражает тенденции в современной системе образования.

Независимые эксперты начали подводить итоги кампании ЕГЭ-2010. В четверг свой доклад по результатам вступительной кампании в вузы общественности представила Высшая школа экономики (ВШЭ). Специалисты вуза проанализировали результаты ЕГЭ поступивших абитуриентов, вывешенные на сайтах учебных заведений. Из 703 государственных вузов в мониторинг попали 450. Творческие, военные вузы, филиалы, а также учебные заведения, которые приняли менее 200 студентов в этом учебном году, не исследовались. При этом 47 вузов (9,3% от общего числа) приказы с данными о поступивших на своих сайтах, несмотря на требование закона, не вывесили или обнародовали недостаточно информации. Впрочем, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что в этом году вузов, не выполнивших требования Минобрнауки в разы меньше, чем в предыдущем. Только в Москве в 2009 году, по данным ВШЭ, приказы не появились на сайтах почти половины вузов. Сейчас, отметил Кузьминов, практически 90% учебных заведений разместили результаты ЕГЭ своих абитуриентов.

Согласно исследованию, в среднем более 80 баллов набрали абитуриенты только шести вузов — Московского физико-технического института, МГИМО, МГУ, ВШЭ, Финансового университета при правительства и Санкт-Петербургского государственного университета имени академика Павлова.

Еще в 38 вузах в среднем показатель ЕГЭ колебался от 70 до 80 баллов. 233 вуза, взяли абитуриентов в основном с «четверками» — средним баллом ЕГЭ от 70 до 55 баллов. И 81 учебное заведение зачислили «троечников» — средний показатель ЕГЭ в этих вузах был ниже 55 баллов. Это практически 20% от общего числа исследуемых вузов. «Высока вероятность, что люди из третьей группы не смогут закончить обучение», — считает Кузьминов.

Большим достижением этого года, считают исследователи, стало повышение среднего балла ЕГЭ по медицинским специальностям.

Почти на 20 баллов этот показатель увеличился, к примеру, в Московском медико-стоматологическом университете. В целом же, согласно исследованию, по специальности «лечебное дело» в российских вузах средний показатель ЕГЭ составил 74,21 балл. В десятку специальностей с самыми высокими показателями госэкзамена вошли также «международные отношения» (80,58), «механика» (78,42), «востоковедение» (76,39), «теоретическая и прикладная лингвистика» (75,13), «политология» (74,21), «журналистика» (73,52), «регионоведение» (72,45), «иностранные языки» (72,16) и «реклама» (72,02). «16 направлений из 83 собрали отличников. Но в основном, если исключить медиков и механику, это социально-экономические и гуманитарные специальности. Вызывает серьезные опасения то, что такие специальности, как физика, приборостроение, радиотехника, геология имеют средний балл по ЕГЭ 57–58 баллов, то есть ближе к «тройке». А за математику абитуриенты, у которых этот предмет является профильным, в среднем получили 62 балла», — отметил Кузьминов.

Согласно рейтингу, будущие учителя тоже в основном «троечники»: средний показатель ЕГЭ по специальности «педагогика» составляет всего 55,21 балла.

«По специальности «педагогика» нет ни одного вуза, который бы зачислил в основном абитуриентов-отличников. У более чем половины педагогических вузов балл по профильному предмету — «тройка», 50 и ниже, то есть уже с уверенностью можно сказать, что учитель младших классов — «троечник» более чем на 50%», — добавил ректор ВШЭ. Отдельное опасение, по словам Кузьминова, вызывают такие инженерные специальности, как энергомашиностроение, горное дело, где средний проходной балл в некоторых вузах составлял 40–41.

При этом, как показал рейтинг, среди экономических и юридических вузов достаточно и тех, кто зачисляет «отличников», и тех, кто зачисляет «троечников». «Например, у 117 экономических вузов результаты по экономике высокие, но есть и 179 вузов, у которых средний балл «тройка». Нужно ли нам столько экономических университетов?» — отметил Кузьминов.

Также ВШЭ подготовила отдельный рейтинг результатов ЕГЭ не по направлениям подготовки, а по школьным предметам, которые сдавали в 2010 году абитуриенты. Так, согласно полученным данным, на «пять» географию сдали только абитуриенты двух вузов — МГУ и СПбГУ, около 20 вузов зачислили абитуриентов с «тройками» по этому профильному предмету. Физику две трети выпускников также сдали на «тройки».

Министр образования Андрей Фурсенко заявил, что министерство внимательно изучает подготовленный ВШЭ рейтинг. «Этот труд точно показывает, не какая у нас школа, а какое у нас высшее образование. Кто на что претендует, кто на что имеет право претендовать и кто как себя видит», — отметил он. Тем не менее, по мнению министра, к исследованию, «как и к любой статистике, нужно относиться осторожно». «Например, как нельзя равнять нормативы городских и сельских школ, так нельзя одинаково относиться к баллам по естественным и гуманитарным дисциплинам», — прокомментировал он резкую оценку Кузьминовым работу ряда технологических вузов.

Впрочем, министр также сказал, что в целом рейтинг подтверждает «намеченные в системе образования тенденции» — «присоединение к слабым вузам более сильных, присоединение пединститутов к классическим вузам или отказ вузов от подготовки по ряду направлений специальности».

«Но я хочу сказать, что это только тенденции. Это не значит, что мы вдруг сразу начнем соединять вузы, за несколько месяцев. Хотя процесс объединения уже происходит на примере создания федеральных университетов. Новый облик высшей школы должен прорисоваться в течение 3–5 лет», — сказал Фурсенко. Он отметил, что своего исследования (наподобие статистического анализа, проведенного ВШЭ) ведомство делать не будет. Анализировать кампанию ЕГЭ-2010 Минобрнауки собирается в основном именно по независимым исследованиям. Впрочем, кроме составленных ВШЭ нескольких рейтингов пока никаких других независимых исследований по вступительной кампании и госаттестации Фурсенко так и не привел.

Полина НИКОЛЬСКАЯ


Распечатать страницу