От несвободы к свободе

21.10.10

От несвободы к свободе

Источник: «Независимая газета»

О «смене вех» во внешней политике, преодолении мифов и новой идентичности

Анатолий Торкунов. По дороге в будущее / Ред.-сост. А. В. Мальгин, А. Л. Чечевишников. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 476 с. (Признанные)

Выход новой книги академика Анатолия Васильевича Торкунова несомненно привлечет внимание читающей публики. Автор — авторитетный российский ученый, ректор одного из крупнейших вузов страны — МГИМО, Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, общественный деятель, исследователь-международник, дипломат.

В книге опубликованы статьи и выступления Анатолия Васильевича за последние 10 лет. Они раскрывают проблемы внешней политики России, международных отношений и дипломатии, истории и исторического сознания, методологии азиатских исследований, образования и его роли в современном обществе.

Многосторонность автора (исследователя высочайшей квалификации, опытного руководителя в сфере образования, активного общественного деятеля) позволила ему создать комплексную работу, наполненную интересными размышлениями о тенденциях меняющегося мира, о месте России в этом мире, о судьбах российского образования. При этом в центре раздумий Анатолия Торкунова неизменно находятся такие проблемы, как внешнеполитическое обеспечение процесса модернизации нашего государства, поиски ответов России на новые вызовы и угрозы в XXI веке. Автор подчеркивает, что без ясного представления о динамике мировой системы невозможно выработать адекватные стратегические приоритеты внешней политики, правильные представления о союзниках и партнерах, эффективно отстаивать национальные интересы на международной арене.

Выработав перспективную реалистичную стратегию, необходимо целенаправленно ее реализовывать. Современная Россия смогла выработать прагматическую, деидеологизированную концепцию внешнеполитической деятельности, ставшую основой многовекторной деятельности РФ на мировой арене. Суть в том, чтобы гарантировать национальные интересы России, не скатываясь к конфронтации и агрессивным методам, проявляя гибкость и добиваясь приемлемых компромиссов. В книге формулируется важное положение об объективно обоснованном стремлении России к роли регионального лидера.

Анатолий Торкунов подчеркивает, что для России переход к новой парадигме в сфере внешней и внутренней политики неотложен и безальтернативен. «Смена вех» во внешней политике неизбежно стимулирует переход к инновационной модели развития, который стал необходимостью современного развития страны.

Автор неизменно связывает международную деятельность России с ее внутренним развитием. В книге подчеркивается, что «стратегический вектор развития нашей страны — от несвободы к свободе — остается неизменным». При этом в России медленно, но последовательно складывается собственная, национально-своеобразная модель демократии.

Что касается позиции самого автора, то он активно поддерживал и поддерживает курс на обновление и демократизацию страны. Эта позиция отражается и в его публикациях, и в его работе, и в общественной деятельности. Вместе с тем Анатолий Васильевич не затушевывает те трудности, которые встречает курс на эффективную модернизацию внешней и внутренней политики страны. Его основной принцип — реальные результаты любых перемен проверяются «делами», а не только словами, заявлениями и риторикой.

В этом плане Анатолий Торкунов явно отличается от тех российских политологов, которые или исповедуют жесткий консерватизм и антизападную риторику, или впадают в эйфорию от широковещательных заявлений с обеих сторон.

Большой раздел книги посвящен проблемам истории и исторического сознания. Основной пафос автора — стремление к исторической правде, к преодолению мифов и отрицательных стереотипов. Поражаешься широте охвата исторических событий и деятелей в рецензируемом труде: от Александра Невского до Иосифа Сталина.

Анатолий Торкунов известен в кругу коллег не только неординарным подходом к анализу исторических явлений, но и умением связывать прошлое с настоящим и с перспективами будущего развития.

Автор ставит важную проблему формирования новой российской идентичности. Он утверждает, что возможность успешно преодолеть вызовы современности теснейшим образом связана с ценностными ориентациями россиян, в первую очередь с жизненными позициями молодого поколения. Он подчеркивает, что формирование российской идентичности неразрывно связано с историческим образованием. История призвана стать опорой формирования современной российской идентичности, способной воспроизводить значение России как одного из важных центров современного мира.

Анатолий Васильевич размышляет об уроках международного кризиса, предшествовавшего развязыванию Второй мировой войны. Он отмечает, что аморальная политика умиротворения агрессоров в итоге оборачивается против ее авторов, а сопротивление нарастающей агрессии требует своевременных коллективных усилий. Весь опыт развития международной политики в конце 30-х годов ХХ века убедительно свидетельствует о невозможности создания системы коллективной безопасности в Европе без эффективного участия России — крупнейшей европейской державы. И если это было верно даже во времена сталинизма, то это тем более важно в современном мире, когда наша страна вступила на путь демократического развития и прагматической внешней политики. К сожалению, в Европе до сих пор не создана эффективная архитектура общеевропейской безопасности с участием России, а российское предложение о ее формировании пока встречает настороженное отношение западных партнеров. Инициатива президента Дмитрия Медведева направлена на выработку общих обязательных правил, на совершенствование действующих организационных структур и механизмов безопасности в евро-атлантическом пространстве и дополнение их новыми.

Для меня, как историка, раздел книги, названный автором «История и историческое сознание», вызывает особый интерес. Прежде всего отметим некоторые общие соображения о подходе к анализу и освещению исторических событий, содержащиеся в опубликованном труде. Анатолий Торкунов в этом плане преодолевает тот разрыв, который, к сожалению, существует между историками и политологами.

Большинство наших историков — даже тех, кто занимается современной историей, — явно недооценивают значение политологических методов исследования, в результате чего в их трудах очень часто отсутствует системный анализ. С другой стороны, многим политологам не хватает исторического контекста, понимания того значения, которое имеют исторические традиции, наследие, опыт.

Автор книги стремится избежать и того, и другого. Это, в частности, видно в его работе, посвященной российско-польским отношениям. Да, собственно, сам подзаголовок его статьи говорит сам за себя — «размышления о прошлом с мыслью о будущем».

При рассмотрении трудов Торкунова, его выступлений в СМИ ясно видна сбалансированность его позиции, в основе которой лежит осознание новой политики и новой роли нынешней демократической России в мире и ее отношения к прошлому, предполагающего осуждение сталинских нарушений и преступлений.

Но одновременно Анатолий Васильевич многое делает, чтобы убедить наших коллег в Польше, да и в других странах, в необходимости преодолевать прошлое, в опасности политизации истории, ее негативного влияния на международные отношения и на взаимосвязи между странами и народами.

Несомненный интерес вызывают и статьи автора по таким неординарным темам, как «Российская дипломатия и культура», «Религии мира в современных международных отношениях».

Надо отметить, что по образованию Торкунов — востоковед (специалист по истории и политике Кореи). Поэтому не случайно книга содержит раздел, посвященный азиатским исследованиям и корееведению. Автор отмечает важную тенденцию в современной мировой политике — возрастание роли Китая. Совокупность ряда факторов позволяет Китаю претендовать на роль одного из гарантов нового мироустройства. Анатолий Васильевич считает, что объективно отношения между Китаем и Индией будут постепенно улучшаться, освобождаясь от негативного груза прошлых десятилетий. В целом же в среднесрочной перспективе китайско-индийские отношения могут «обогнать» российско-китайские или российско-индийские. Для России в таком варианте развития событий есть свои плюсы в виде возможности укрепления почти умозрительного треугольника Москва-Дели-Пекин. Но есть и свои минусы, связанные с возможным снижением роли России в этой конструкции.

Автор отмечает, что значение Китая в Тихоокеанской Азии будет постепенно возрастать. Совершенно новые и гораздо менее предсказуемые сюжеты вырисовываются в континентальном измерении китайской политики, в которую попадают Россия и страны постсоветской Центральной Азии. Анатолий Торкунов настойчиво призывает к переосмыслению новых факторов в эволюции отношений России с Китаем, в частности влияния на них процессов глобализации.

Большое внимание в книге уделяется проблемам Корейского полуострова. Следует отметить, что Торкунов с большим уважением пишет о многовековой корейской цивилизации. Автор показывает сложную историю корейского вопроса, нарастание отчуждения и сохранение мощного конфликтного потенциала между Севером и Югом. На сегодня самая актуальная задача — преодолеть острую фазу нынешнего кризиса вокруг ядерной и ракетной программы Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). В целом корейская проблема носит комплексный характер, и ее урегулирование возможно только на путях поэтапной нормализации отношений между Республикой Кореей и КНДР, а также постепенного продвижения по разным трекам международного урегулирования. В книге подчеркивается, что «корейский вопрос» не имеет простого решения.

Что касается Российской Федерации, то она развивает отношения с обоими корейскими государствами, выступает за постепенное мирное объединение Кореи. Россия не только поддерживает идею мирного объединения корейской нации, но и предпринимает практические шаги, направленные на реализацию этой идеи. При этом в интересах России, чтобы объединенная Корея стала демократическим государством, проводящим политику мира, добрососедства и международного сотрудничества.

В целом нам кажется весьма интересным стремление автора выявить цивилизационные связи Азии с Европой — их общее и различия.

Эта тема сегодня привлекает все большее внимание российских ученых и российской общественности. Она имеет и научно-методологическое, и политическое звучание. Идея диалога и взаимодействия культур и цивилизаций становится одной из самых популярных в мировой историографии и политологии. Особенный интерес она представляет для России, которая являет собой некий мост и синтез двух великих цивилизаций и культур — европейской и азиатской. Анатолий Торкунов как аналитик имеет в этом плане большие преимущества и возможности, поскольку хорошо знает особенности различных обществ и может использовать системный подход к их изучению.

В последние годы в России всеобщее внимание обращено на современное состояние и перспективы российского образования.

Посвятив этой проблеме специальный раздел книги «Образование и общество», Торкунов ясно обозначает свою позицию, опираясь прежде всего на собственный многолетний опыт руководства Московским государственным институтом международных отношений (Университетом). Автор четко определяет общую задачу российского образования — выстраивание такой системы образования, которая опережала бы мировое развитие и определяла бы его направления. По его мнению, далеко не всегда следует слепо копировать чужие образцы. Для России желательно задуматься о выработке стратегии образовательной сверхдержавы. Баланс между практически ориентированным знанием и теорией можно найти, следуя концепции «полезного знания». При этом каждый вуз призван искать собственную «нишу» на рынке труда для своих выпускников.

Мы отмечаем в целом явную недооценку гуманитарного знания, и в частности гуманитарных и социальных наук, в общей системе образования и науки в России. В своей научной и общественной деятельности Анатолий Васильевич занимает четкую и бескомпромиссную позицию, выступая за необходимость преодоления указанной недооценки, за принятие конкретных мер по развитию гуманитарного знания в стране, связывая это и с необходимостью подготовки профессиональных кадров для различных сфер общественной жизни и для воспитания молодого поколения России. Автор последовательно выступает за обновление методологии общественно-научных исследований, за выход на новые теоретические обобщения, учитывающие российский исторический опыт.

В серии статей на эту тему особенный интерес вызывают две работы — «Высшая школа — механизм воспроизводства среднего класса» и «Университеты как стратегический ресурс России». В них не просто обрисовано конкретное состояние российского образования в целом, а фактически представлена «философия российского образования» в современный период с перспективами на будущее и с необходимостью использования мирового опыта. Для автора нет сомнения в том, что российское образование должно быть органической частью мирового образовательного процесса.

Говоря об общих проблемах образования, ректор Торкунов раскрывает многообразный полезный опыт развития МГИМО за последние годы. Автор четко ставит основную стратегическую задачу, стоящую перед МГИМО, — укрепление и развитие университета как уникального образовательного, научного и культурного центра, занимающего достойное место в российской высшей школе и в международном образовательном сообществе, как центра исследований по международной проблематике, как основной «кузницы кадров» для МИДа.

Трактуя столь широкий круг вопросов, синтезируя теоретико-методологические и конкретные проблемы, новая книга академика Анатолия Васильевича Торкунова займет достойное место в области истории, политологии, теории и истории международных отношений, а в более широком плане, в отечественной гуманитарной науке и в общественной жизни страны.

Александр ЧУБАРЬЯН


Распечатать страницу