Социальная справедливость — не уравниловка

02.11.10

Социальная справедливость — не уравниловка

Источник: spravedlivo.ru

2 ноября в МГИМО проходит международная научно-практическая конференция «Социальная справедливость в XXI веке». Организаторами конференции выступили Институт «Справедливый мир», Московский государственный институт международных отношений МИД России, Рурский университет Бохума.

В дискуссии принимают участие Председатель Совета Федерации, Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов, директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг, член правления Института современного развития (ИНСОР), заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Евгений Гонтмахер, координатор проектов Центра исследований русской философии и интеллектуальной истории Рурского университета Бохума (ФРГ) Николай Плотников, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, ведущие российские и зарубежные эксперты и специалисты, представители некоммерческих общественных организаций.

Модератором конференции выступил проректор по научной работе МГИМО (У) МИД России, советник Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, член Бюро Президиума Центрального совета партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Алексей Подберезкин. Он приветствовал гостей и предложил обсудить одну из самых актуальных проблем современности — понятие и возможность обретения социальной справедливости в современном мире.

Сергей МироновОткрыл обсуждение Сергей Миронов. В своем докладе он, в частности, заявил: «Идею социальной справедливости разделяют миллионы людей, она затрагивает их убеждения, чувства и эмоции. Вместе с тем, для справедливости трудно найти однозначное и исчерпывающее определение. Не зря битвы за справедливость шли не только на словах, за нее было пролито не меньше крови, чем за землю и золото.

Трудность заключается в том, что это понятие охватывает как нравственный идеал, передаваемый из поколения в поколение посредством культуры, исторической памяти и традиций, так и конкретные установки и нормы, без которых общество просто распадается.

Думаю, что в отношении «нравственного идеала» наши оценки будут близки. Но как только мы возьмемся за общественную практику — мнения неизбежно разойдутся. Мы и собрались здесь для того, чтобы вместе искать ответ на вопрос: «В каком обществе мы хотим жить завтра и что для этого надо сделать уже сегодня?»

В своем выступлении Алексей Подберезкин обратил внимание на тот факт, что в рамках дискуссий о модернизации, на которую держит курс наша страна, как правило, разговор идет о машинах, технике, природных ресурсах. А между тем до 75% национального богатства составляет не техника и ископаемые, а человек! Национальный человеческий потенциал! Так что защита государства — это не только закупка инновационных продуктов, не только усовершенствование оборонительных средств, оружия и т. п.

Укрепление и рост национального человеческого потенциала — вот в чем основа сильного государства, его институтов, его суверенитета, настаивает ученый. Продолжительность жизни, жилой фонд, образование — первостепенные проблемы, которые необходимо решить в рамках достижения социальной справедливости.

При этом, уточняет эксперт, следует четко понимать, что социальная справедливость — это не уравниловка. Она предполагает разное отношение к разным социальным группам, каждая из которых должна в свою очередь быть полезной своей стране. Так, около 10 млн человек вообще не хотят работать. И с них — один спрос. А 10–15 млн — это креативный класс, то есть творческая интеллигенция, которая обеспечивает до 80–85% прироста ВВП.

«Если обеспечить этой группе максимально благоприятные условия, то отдача произойдет незамедлительно», — убежден Алексей Подберезкин. Каждый должен иметь возможность получить высшее образование, а затем достойную оплату по своему труду. И на этих двух столпах можно выстроить здание социальной справедливости, заключил ученый.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, в свою очередь, отметил, что в экономике понятие социальной справедливости принято рассматривать как равенство шансов. То есть задача общества — добиться равенства шансов. Однако мы понимаем, говорит ученый, что люди изначально не равны. Разные родители, разный уровень доходов семьи, в которой они родились, разные физические и умственные способности и т. д. Коммунистические мыслители XIX века предлагали свое решение: отбирать детей у родителей и растить их в детских садах в отрыве от семьи. Но это, конечно, абсурд. Следовательно, приходится признать, что в рамках здравого смысла следует бороться не за полное равенство шансов, а за «приемлемое равенство».

Руслан Гринберг остроумно подметил, что в Советском Союзе (пользуясь предложенной терминологией) было «неприемлемое равенство», которое практически минимизировало инициативность гражданина. Сильные и энергичные хотели иного. И в конце 80-х они этого добились с лихвой. Так что теперь в нашем государстве иная крайность. Полное отсутствие какого-либо равенства. Получается, мы попали из социального государства в асоциальную рыночную экономику. Что делать?

Если хотим иметь здоровое общество, мы должны преодолеть «неприемлемое неравенство». Как? Развивать зачатки гражданина в каждом из нас, особенно, в нашей молодежи, уверен эксперт. Не подданного, а именно гражданина, который свободно мыслит, свободно выбирает свой путь, решает судьбы государства и непременно отвечает за каждый свой шаг.

Ранее человек для экономики был просто ресурсом, который можно выкинуть по окончании использования, напомнил член правления Института современного развития (ИНСОР), заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Евгений Гонтмахер. В нашем мире ситуация несколько меняется. Социальная справедливость — теперь не только нравственный императив, но вызов, который предлагает современная экономика.

Одной из первых необходимо решить проблему с мигрантами. Отказаться от их «услуг» невозможно. Однако идея мультикультурализма тоже себя не оправдала. Пора вводить новые ценностные задачи.

Мы должны прийти к идее максимальной интеграции, полагает ученый. Новая социальная ценность — это каждая человеческая судьба! Человека надо вылечить, образовать и интегрировать в общество. И в этом заключается мировая повестка.

Люди должны доверять государству. И модернизация — это не цель, но средство достижения и воплощения социальной справедливости. Социальной справедливости — «как стойкого ощущения у большинства граждан, что все устроено правильно». Россия должна, наконец, войти и принять участие в международном диалоге о равенстве и свободе.

По окончании пленарного заседания конференции была открыта работа секций: «Проблемы справедливости в общественной мысли Запада, России и Востока» и «Борьба за справедливость социалистических, социал-демократических, левых движений в современном мире».


Распечатать страницу