Предпринимателям объяснили, как вести бизнес в Китае

18.03.11

Предпринимателям объяснили, как вести бизнес в Китае

Источник: ИА «Альянс Медиа»

В Торгово-промышленной палате РФ прошел интернет-семинар (вебинар) на тему «Особенности ведения бизнеса в Китае», организованный Комитетом ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ и Международным институтом менеджмента для объединений предпринимателей (МИМОП) ТПП РФ.

Как сообщает пресс-служба ТПП РФ, на участие в интернет-семинаре подали заявки более 80 человек; прямую трансляцию на сайте МИМОП смотрели и слушали в регионах России и в ряде стран.

Вел семинар заместитель председателя Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ Дмитрий Рюриков.

Интерес российского бизнеса и инвесторов к работе на китайском рынке будет возрастать, сказал он во вступительном слове. Однако одним из препятствий на пути выстраивания правильных и конструктивных взаимоотношений с китайскими партнёрами может стать недостаточное понимание их менталитета, традиций, специфики политической и бизнес-культуры, а также особенностей сложившейся в Китае экономической системы.

Руководитель Центра политических исследований Китая Института Дальнего Востока РАН Дмитрий Смирнов проанализировал социально-экономическую и политическую обстановку в Китае, в частности, дал характеристику китайской социалистической рыночной экономики как особому виду экономической системы, рассказал об инвестиционном климате КНР, привел базовые экономические показатели этой страны.

Дмитрий Смирнов рассказал об основных этапах экономической реформы в Китае, которые выдвинули эту страну в число лидеров, обеспечили КНР место «второй силы» в мире. Перемены, начатые в 1978 году дали впечатляющие результаты; устойчиво растет производство во всех отраслях, с 1978 г. по 2010 г. ВВП вырос в 115 раз! В 2010 году прямые инвестиции в экономику составили более 100 млрд долларов, а в целом с начала реформ — более триллиона. Долгое время, отметил Дмитрий Смирнов, вопросы социального обеспечения оставались в Китае на обочине; теперь, накопив силы, страна активно ими занимается, что, следует отметить, сказывается на производстве (растут затраты предприятий), причем решение социальных вопросов потребует многих десятилетий.

Региональный представитель ТПП РФ в Восточной Азии Владимир Падалко рассказал о правилах ведения бизнеса в Китае, ответив на вопросы, поступившие от участников вебинара.

Доцент кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД РФ Владимир Корсун свое выступление посвятил особым факторам, оказывающих влияние на установление и развитие деловых контактов с китайскими партнерами, таким, как местные традиции и менталитет, особый этикет делового общения, отличный от европейского, и т. д.

В Китае действуют традиционные конфуцианские ценности (например, обязательное почитание старших), и они распространяются и на семью, и на деловые отношения. Иностранцу чтобы не совершать ошибки, нужно быть знакомым также с такими элементами китайской культуры, как исторические сюжеты, традиционные праздники и нумерология (в частности, учитывать особую афористичность речи; знать, что в Китае обращают внимание на «благоприятные» и «неблагоприятные» числа и т. д.).

Особенности внешнеполитической стратегии КНР участникам вебинара представил в своем выступлении декан факультета политологии МГИМО (У) МИД РФ Алексей Воскресенский. Он рассказал о политической культуре Китая, ее отличии от западной (особый статус политической элиты, отличные от западных принципы ее формирования; формальный отход от административно-командной системы — и сохранение государственного контроля; значимость личных взаимоотношений в политической и деловой сфере).

Для проникновения на новые рынки и реализации внешнеэкономических проектов КНР использует ресурс экономического компонента так называемой «мягкой силы». Китай в условиях мирового финансово-экономического кризиса для своих стратегических целей наращивает финансово-инвестиционное присутствия в Африке, Латинской Америке; активно скупает патенты и другие объекты интеллектуальной собственности и т. д.

Китайская стратегия модернизации основана на чётком планировании, соединении опыта США и Японии, правильном распределении финансирования; ставка всегда делается на определённые виды промышленности и развитие сферы услуг; весьма важен и интересен китайский удачный опыт создания свободных экономических зон и привлечения иностранных инвестиций.

Информация, представленная на вебинаре, будет полезна и бизнесменам, начинающим свои контакты с китайскими коллегами, и предпринимателям, которые уже имеют бизнес в КНР и намерены его расширять.


Распечатать страницу