Бренд вуза теперь не имеет значения

07.04.11

Бренд вуза теперь не имеет значения

Источник: РИА Новости

Перед теми, кто уже получил высшее образование, встает проблема трудоустройства…

Пройдет всего несколько месяцев, и начнется вступительная компания в вузы. Примерно в это же время перед теми, кто уже получил высшее образование, встанет проблема трудоустройства. Как правильно выбрать вуз, чтобы потом найти хорошую работу? Зависит ли это от степени престижности учебного заведения? Чего ждет выпускник от работодателя? Эти вопросы РИА Новости задавали своим читателям. Интересно проанализировать, соответствуют ли полученные ответы реальному положению дел.

Куда пойти учиться

В советское время, несмотря на отсутствие рейтингов, всем было известно, какой вуз хороший, а какой — не очень. Эти знания были просто даны от рождения любому среднему интеллигенту (по крайней мере — москвичу). МГУ, как и МГИМО, не имели конкурентов в масштабе страны; из языковых славился ИНЯЗ, из экономических — Плехановский, из технических — Физтех, МИФИ, Бауманка и еще несколько. Конечно, Менделеевский, Губкинский, все медицинские… А сибиряки, например, знали, что в числе лучших у них — Томский госуниверситет и Политех, Новосибирский университет…

В новую эпоху, стали появляться рейтинги вузов. Во многом это было нужно самим расплодившимся учебным заведениям (для пиара). Но вузы, имевшие хороший бренд в советское время, и сегодня сохранили доброе имя и не нуждаются в формальном признании. Туда стремятся, как и прежде. Правда, если раньше многие молодые надеялись, что потом пойдут в науку, то теперь — все больше в бизнес.

Тем не менее, сегодня на первом месте — не бренд (общественное признание вуза), а то, насколько профессия, полученная во время учебы, сможет прокормить человека. Доказательством тому служит опрос, проведенный РИА Новости.

Отвечая на вопрос, «что для вас является главным показателем престижности вуза» люди на первое место поставили востребованность выпускников работодателями (55,2%), затем — по убыванию — квалификацию преподавателей (19,0%). И только 10,2% сочли важным при выборе вуза сложившееся общественное мнение (бренд). Еще меньшее число людей среди главных показателей престижности вуза назвали активную научную деятельность на базе вуза (8,2%), развитую материально-техническую базу (3,1%), известность вуза за рубежом (2,6%), личный авторитет ректора (0,1%).

И при ответе на вопрос, какие критерии оценки вуза оказались для них решающими при выборе места обучения, люди тоже называли наличие интересующих специальностей (44,9%), и только потом — престиж вуза, высокое место в рейтинге (36,0%).

Оказывается, бренд вуза не столь важен и для работодателя. Об этом обозревателю РИА Новости рассказала руководитель сайта www.career.ru Елена Емеленко. По ее словам, сейчас для московских выпускников открыто порядка 8 тысяч вакансий. И только 5–10% работодателей упоминают, какой вуз для них предпочтительней.

Среди таких — МГУ, Физтех, Финансовая академия при правительстве РФ, Высшая школа экономики, Российская экономическая академия имени Плеханова, МГИМО, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Университет нефти и газа имени Губкина, МГТУ имени Баумана… В основном, старый добрый набор.

Ответ работодателей

Получается, что сегодня важнее понять, не куда пойти учиться, а какие профессии выгоднее получить. И самый точный ответ на этот вопрос могут дать работодатели.

В декабре 2009 — марте 2010 годов компанией «Рациональные Резервы» по заказу Российского Союза ректоров СР был составлен Первый национальный рейтинг бизнес-партнеров в вузах. К участию в нем были приглашены 820 учебных заведений и 400 ведущих российских и международных компаний (с государственным участием и частные).

Вопреки общепринятому мнению о «перепроизводстве» экономистов, на первом месте среди направлений развития бизнеса, требующих привлечения молодых специалистов, по-прежнему «Экономика и финансы» и «Бухгалтерия». По данным, представленным крупнейшими компаниями, работающими на российском рынке, совокупно экономистов и бухгалтеров требуется не меньше, чем производственных специалистов.

В 2009-м году наиболее востребованными стали направления «Экономика» (63% компаний, более 900 человек принято на работу), «Производство» (61% компаний, принятых на работу в среднем), «IT, связь» (51%), «Бухгалтерия» (47%), «Продажи» (33%, но при этом наибольшая потребность: около 1000 человек было устроено в 31 компанию).

Наименее востребованными оказались юристы (всего принято на работу менее 100 человек).

В 2010 году по-прежнему одним из наиболее перспективных направлений для трудоустройства молодых специалистов осталось «Производство» (60%), на втором месте — «Экономика» (56%), на третьем — «IT, связь» (47%), «Бухгалтерия и аудит» занимает четвертое место (40%).

Как получить хорошую работу

Не менее важным, чем поступление в вуз, для выпускника является проблема: как после его окончания получить хорошую работу. Каждый считает, что знает, какие критерии будут решающими для работодателя при приеме на работу молодого специалиста. На этот вопрос респонденты РИА Новости ответили так (по убывающей): чтобы получить хорошую работу, нужны личные знакомства/связи в компании работодателя (39.4%), уровень компетентности, выявленный во время испытательного срока/на практике (32.8%), работа по специальности, начиная со старших курсов (8.8%), прохождение практики в компании работодателя (7.6%), личные качества выпускника (7.0%), диплом по специальности с хорошими оценками (3.2%), другой вариант (1.1%).

Между тем, эти ответы не слишком совпадают с мнением работодателей. Елена Емеленко рассказывает: «Главным при приеме студента или выпускника вуза на работу являются, прежде всего: насколько выпускник замотивирован к работе вообще, именно к данной работе и именно в данной компании в частности. Это проверяется на собеседовании и является зачастую важнейшим критерием отбора. Обладает ли выпускник необходимыми для работы умениями, навыками, способностями. Необходимость таких качеств зависит от позиции, на которую человек претендует. Например, могут быть нужны аналитические способности, умение работать с большими объемами информации, знания каких-то программ, специальные знания (бухгалтерия, аудит и т. п.). Обычно это указывается работодателями в требованиях. Сюда же я бы отнесла и лидерские способности, высокую переключаемость и динамичность мышления, умение работать в команде. Но, опять же, это сугубо индивидуально для каждой позиции и не требуется для всего. Важно, насколько человек адекватно оценивает свои возможности, работу в компании, насколько он готов отдавать и вкалывать прежде, чем сразу зарабатывать большие деньги. Важно и то, насколько адекватно соискатель ведет себя на собеседовании (одежда, поведение, речь и т. п.).

Для западных компаний является обязательным знание английского языка. Опыт работы в период учебы является важным для российских компаний, в то время как для многих западных компаний отсутствие опыта является необходимым условием для приема».

По словам Елены Емеленко, бренд вуза (если качества выпускника соответствуют требованиям компании) не является решающим фактором при приеме на работу. Он не дает никаких преимуществ при приеме, если это не узкоспециализированные вакансии (когда берут только специалистов технических или экономических вузов). Но опять же это важно скорее не для отбора человека из конкретного вуза, а для отбора направления образования.

Все это чрезвычайно важно знать как абитуриенту, так и молодому специалисту.

Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА


Распечатать страницу