Лукашевич: Спектр сотрудничества России и АСЕАН постоянно расширяется

20.07.11

Лукашевич: Спектр сотрудничества России и АСЕАН постоянно расширяется

Источник: РИА Новости

О предстоящей в конце июля поездке главы МИД РФ Сергея Лаврова в Индонезию, его участии в министерском совещании Россия-АСЕАН, встрече министров иностранных дел стран-участниц ВАС и Региональном форуме АСЕАН по безопасности в интервью РИА Новости рассказал официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.

— Министр иностранных дел Сергей Лавров отправляется в поездку в Индонезию, где планируется его участие в ряде важных международных встреч. Расскажите об этих мероприятиях и что можно ожидать от предстоящих контактов?

— 22—23 июля на острове Бали (Индонезия) российская делегация во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым примет участие в ежегодных мероприятиях по линии Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — министерском совещании Россия-АСЕАН и 18-й сессии Регионального форума АСЕАН по безопасности.

Кроме того, российская сторона впервые будет присутствовать в качестве полновесного участника на встрече министров иностранных дел стран-участниц механизма Восточноазиатских саммитов (ВАС). В ходе пребывания на острове Бали Сергей Лавров также встретится с коллегами из ряда стран АТР.

Поездка министра является составной частью предпринимаемых нами шагов по укреплению позиций России в АТР, идущих в русле определенного президентом России Дмитрием Медведевым курса на модернизационное и инновационное развитие страны.

Встреча министров иностранных дел Россия-АСЕАН в этом году проходит под знаком 15-летия диалогового партнерства, установленного в 1996 году. За этот период пройден значительный путь: отношения выведены на высший уровень (прошли два саммита — в Малайзии в 2005 году и во Вьетнаме в 2010 году), создана солидная договорно-правовая база и эффективно функционирующая структура рабочих механизмов, включающая регулярные встречи министров иностранных дел и экономики, совещания на уровне заместителей министров по политвопросам, экономике, энергетике и борьбе с транснациональной преступностью.

— На каких вопросах предполагается заострить внимание участников предстоящих дискуссий?

— В фокусе окажутся вопросы выполнения решений второго саммита Россия-АСЕАН, зафиксированных в совместном заявлении лидеров. Он стал этапным событием в российско-асеановских отношениях, придал им серьезный импульс и поставил новые задачи по углублению практической кооперации на приоритетных направлениях, таких как борьба с новыми вызовами и угрозами, экономика, энергетика, наука и технологии, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий.

Возросла интенсивность контактов между заинтересованными ведомствами России и асеановскими структурами. Разрабатывается «дорожная карта» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, успешно реализуется рабочая программа энергетического сотрудничества на 2010–2015 годы.

Существенное внимание уделяется наращиванию модернизационной и высокотехнологичной составляющей российско-асеановского диалогового партнерства. В проработке находятся российские предложения по налаживанию взаимодействия по исследованию в сферах космоса, нанобиотехнологий, обеспечения продовольственной безопасности, образования.

Дополнительные возможности для расширения совместной проектной деятельности открывает решение правительства Российской Федерации об увеличении с нынешнего года до 1,5 миллионов долларов США ежегодного российского взноса в Финансовый фонд диалогового партнерства.

— Каковы с Вашей точки зрения перспективы российско-асеановского сотрудничества?

— Спектр российско-асеановского сотрудничества постоянно расширяется. Имеются неплохие перспективы для налаживания взаимодействия в областях транспорта, подключения России к программам освоения бассейна реки Меконг, продвижения межцивилизационного и межкультурного диалога с АСЕАН.

Особое звучание имеет празднование 15-летия диалогового партнерства. Российская сторона по этому случаю подготовила программу культурных, информационно-ознакомительных, научных и иных мероприятий. Активную роль играет Центр АСЕАН при МГИМО. При его содействии в апреле 2011 года в Сингапуре была организована конференция, посвященная российско-асеановским отношениям.

По итогам министерского совещания Россия-АСЕАН планируется принять совместное заявление министров иностранных дел по случаю годовщины диалогового партнерства, в котором будут намечены дополнительные совместные шаги по дальнейшему развитию взаимодействия, в том числе в интересах совершенствования архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР.

Созданный в 2005 году по инициативе АСЕАН и нацеленный на укрепление мира, стабильности и экономического процветания в АТР механизм ВАС объединяет сегодня 10 стран АСЕАН, а также Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Республику Корея, Российскую Федерацию, США и Японию. Официальное присоединение России к этому форуму (одновременно с США) состоялось в ходе 5-го Восточноазиатского саммита в Ханое в октябре 2010 года.

— Какие вопросы намерены обсудить участники предстоящей министерской встречи ВАС?

— Министерская встреча сосредоточится на подготовке и субстантивном наполнении повестки дня очередного, 6-го саммита ВАС, который пройдет в рамках ежегодных мероприятий АСЕАН на высшем уровне 17—19 ноября 2011 года на острове Бали. Предстоит, в частности, проанализировать ход реализации запущенных в рамках этого объединения совместных программ по магистральным направлениям сотрудничества, включая энергетику, финансы, образование, здравоохранение, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий. Предполагается рассмотреть перспективы дальнейшей эволюции ВАС, в том числе под углом зрения налаживания в этом формате широкого и заинтересованного обмена мнениями по принципиальным вопросам региональной политики и безопасности. Планируется также обсудить ряд актуальных международных и региональных проблем.

— Какова роль восточноазиатских саммитов в укреплении стабильности в АТР?

— Россия расценивает ВАС в качестве важного фактора формирования всеобъемлющей, сбалансированной и открытой архитектуры в АТР, соразмерной с современными вызовами безопасности. Такая система должна быть прозрачной, опираться на коллективные, внеблоковые начала, основополагающие нормы международного права и учитывать законные интересы всех государств.

Достижению этой цели служит выдвинутая в прошлом году Президентом России и Председателем КНР инициатива по укреплению безопасности и сотрудничества в АТР. Российско-китайские предложения нецелены на утверждение в региональных делах принципов равной и неделимой безопасности, мирного урегулирования споров, неприменения силы, отказа о конфронтации; они побуждают партнеров приступить к обсуждению и практическому осуществлению мер по созданию равноправного восточноазиатского порядка.

Считаем, что это многостороннее объединение способно стать востребованной диалоговой платформой для гармонизации интересов стран-участниц. ВАС может объективно претендовать на роль ведущей площадки для стратегического диалога лидеров по проблематике региональной безопасности, ключевым инструментом налаживания партнерских отношений между действующими здесь региональными структурами, развития многосторонней кооперации на базе сетевой дипломатии.

В ходе предстоящей встречи российская сторона намерена подтвердить готовность профильных министерств и ведомств активно подключаться к реализации совместных программ в рамках соответствующих секторальных механизмов ВАС. Это позволит партнерам задействовать наш передовой опыт в таких областях, как энергетическая безопасность, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, чрезвычайное реагирование.

Планируется также согласовать проект итогового документа 6-го саммита — Декларации о принципах взаимоотношений между странами-участниками механизма ВАС.

Наше активное вовлечение в разворачивающиеся в регионе интеграционные процессы будет способствовать привлечению потенциала

государств-членов этого объединения к более эффективному использованию возможностей сотрудничества с КНР, США, Индией, Японией, Республикой Корея, государствами-членами АСЕАН в интересах развития экономики России, социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

— Каковы ожидания в Москве от предстоящей сессии АРФ?

— В формирующейся региональной архитектуре безопасности и сотрудничества мы отводим АРФ роль ведущего инструмента практического взаимодействия по проблемам поддержания мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Инициативное участие в этом Форуме рассматриваем в качестве одного из приоритетных направлений нашей внешней политики в АТР.

Повестка дня предстоящей сессии, по традиции, предусматривает обзор деятельности Форума за прошедший год и утверждение планов работы, а также обмен мнениями по ключевым региональным и международным вопросам. Ожидается, что в фокусе внимания будет ситуация на Корейском полуострове, иранское ядерное «досье», обстановка в Афганистане, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, территориальные споры в Южно-Китайском море. Россия последовательно выступает за решение этих проблем исключительно политико-дипломатическими методами, за столом переговоров, на основе действующих норм международного права, с задействованием потенциала АРФ и других действующих в регионе многосторонних объединений.

Мы активно участвуем в работе межсессионных механизмов АРФ по таким приоритетным направлениям, как нераспространение и разоружение, безопасность на море, чрезвычайное реагирование, противодействие терроризму и организованной преступности. После успешного сопредседательства России в «межсессионке» по антитеррору в прошлом году мы взяли на себя функции формального лидера в АРФ по вопросам борьбы с кибертерроризмом и киберпреступностью, актуальность которых в последнее время неуклонно возрастает.

По итогам встречи министрам иностранных дел стран-участниц АРФ предстоит одобрить пакет профильных рабочих планов деятельности Форума на предстоящий период — в сферах превентивной дипломатии, безопасности на море, противодействия терроризму и транснациональной преступности — а также другие документы. Россия принимала непосредственное участие в их подготовке, рассчитывая, что принятие этих документов придаст практическую направленность и заметный импульс сотрудничеству в рамках АРФ, будет способствовать улучшению взаимопонимания и доверия между странами-участницами.


Распечатать страницу