Тринадцать из 700 — доля российских университетов в мировом зачете

07.09.11

Тринадцать из 700 — доля российских университетов в мировом зачете

Источник: РИА Новости

Два российских вуза, МГТУ им. Баумана и МГИМО, резко поднялись за год в международном рейтинге лучших университетов мира QS World University Rankings, еще 11 показали достаточно позитивную динамику. Полные списки, куда войдут 712 университетов, будут опубликованы только 12 сентября, но РИА Новости уже получило от исследовательского агентства в области высшего образования Quacquarelli Symonds (QS) информацию о том, с какими результатами российские вузы вошли в топ-700 мирового рейтинга.

В этом году агентство QS провело аудит 2919 учебных заведений по всему миру, из них в итоговую таблицу попали 712. «Верхняя часть» рейтинга, первые 300 мест, были обнародованы 5 сентября. В топ-300 присутствуют два российских вуза, Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), занявшие 112 и 251 места, соответственно. Всего же в топ-700 в этом году вошли 13 университетов из России.

«Всего в мире более 20 тысяч университетов, и, фактически, для любого из них попасть в топ-700 — это войти в 4% лучших в мире», — рассказала РИА Новости Зоя Зайцева, региональный директор QS по Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии.

Составители рейтинга традиционно использовали шесть основных критериев оценки вуза: репутация в академической среде, цитируемость публикаций сотрудников вуза, соотношение числа преподавателей и студентов, отношение к выпускникам среди работодателей, а также относительная численность иностранных преподавателей и студентов.

Рейтинг создается для классических университетов, в которых преподаются дисциплины как минимум двух разных предметных областей (естественные науки, социальные, технические и т. д.). Поэтому в него не вошли, например, такие вузы, как Московский физико-технический институт или Российская Академия управления при президенте, традиционно занимающие высокие позиции в отечественных рейтингах.

Российских вузов в рейтинге стало больше

Составители рейтинга отмечают, что 13 российских вузов, вошедших в таблицу, показывают в целом позитивную динамику. В этом году, например, с первой попытки довольно значительное место в рейтинге занял МГТУ им. Баумана.

«Обычно, когда университет впервые попадает в рейтинг, он занимает от 500 до 600 места, — пояснила Зайцева. — МГТУ же с первого раза занял 379 место в мире, это абсолютно нетипичная ситуация, которая удивила всех сотрудников агентства».

По ее мнению, это произошло благодаря хорошей репутации вуза у работодателей во всем мире (по этому показателю МГТУ обходит даже Санкт-Петербургский государственный университет).

Еще один успех российского вуза — резкий взлет в рейтинге Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО). В прошлом году вуз был в самом низу таблицы, а за год вырос более чем на 200 позиций, заняв 389 место в мире.

«Мы немного переживали за возможные результаты Уральского федерального университета, — сообщила представитель агентства QS. — В прошлом году он слился с другим университетом, который должен был „утащить“ их вниз в связи с низким индексом цитирования и некоторыми другими проблемами. Но в этом году вуз не только не ухудшил свои позиции, а даже улучшил: из группы 501–550 мест он поднялся на 100 позиций вверх».

Впервые прошли аудит и вошли в итоговую таблицу еще четыре отечественных вуза: Российский университет дружбы народов (РУДН), Томский политехнический университет, Алтайский государственный университет, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.

Положение лидеров ухудшилось

Позиция флагмана российского образования Московского государственного университета в рейтинге QS предыдущие три года росла: в 2008 году университет занимал — 183-е место, в 2009 — 101-е, а в 2010 он вошел в первую сотню с 93-м местом. К сожалению, в этом году позитивная тенденция нарушилась, МГУ отступил на 112 место, хотя по-прежнему показал лучший результат среди университетов Центральной и Восточной Европы. В свою очередь и Санкт-Петербургский государственный университет опустился на 41 позицию, заняв 251 место.

«Для того чтобы один университет поднялся в рейтинге, другой должен опуститься, — пояснила Зайцева. — Но это не означает, что за последние 12 месяцев в университете „А“ стали преподавать и проводить исследования гораздо хуже, чем год назад, либо хуже, чем в университете „Б“. Просто может оказаться так, что в университете „Б“ стали делать это на порядок лучше, чем раньше».

Сильные позиции в рейтинге большинства российских университетов, будь то МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана, по мнению эксперта, — это устойчивая репутация в зарубежных вузах и у работодателей, а также соотношение числа студентов и профессоров. Но чтобы удержать свое место в рейтинге, любой вуз должен прогрессировать из года в год, и здесь российские университеты уступают многим зарубежным.

Невысокие оценки эксперты выставили российским вузам за количество иностранных студентов и преподавателей. Действительно, приток студентов из дальнего зарубежья в российские вузы сегодня невелик. Еще тридцать лет назад в СССР за образованием приезжала молодежь из стран Африки, Азии и Восточной Европы. Но с 1990-х годов на первый план для иностранцев вышли проблемы, не связанные с уровнем учебной подготовки.

Постоянная угроза со стороны скинхедов, неустроенный и небезопасный быт (достаточно вспомнить пожар в общежитии Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в 2003 году, унесший жизни 36 человек) заставили абитуриентов из стран третьего мира обратить свое внимание на вузы за пределами России.

Рейтинг как повод для размышления

«Критерии, которые закладываются в международные рейтинги вузов, во многом не соответствуют тем критериям, на которые ориентируется российская высшая школа, поэтому не дают адекватного представления о качестве образования в отечественных вузах», — считает проректор МФТИ по научной и инновационной работе Александр Муравьев.

Главная причина, по которой российские университеты проигрывают зарубежным, — невысокое развитие исследовательской деятельности, утверждает Зоя Зайцева. Александр Муравьев не разделяет эту точку зрения. По его мнению, проблема здесь в том, что преподаватели вузов по традиции предпочитают публиковать результаты своих исследований на русском языке, в отечественных научных изданиях, и многие их труды просто не попадают в поле зрения мировой науки.

«Можно много спорить о качестве этих рейтингов, о том, что они заточены под англо-саксонскую модель университетского образования и что на самом деле все не так плохо, но следует признать, что наше высшее образование оказалось на обочине мирового образовательного процесса», — сказал РИА Новости профессор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Александр Сергеев.

Место в международных рейтингах, по мнению эксперта, объективно отражает низкую конкурентоспособность российских вузов на международном образовательном рынке.

«К сожалению, вузовская общественность не хочет всерьез воспринимать существующие в образовательной среде проблемы и болезненно реагирует на международные оценки, — отметил Сергеев. — Это напоминает мне слабого студента, который в своей троечке обвиняет кого и что угодно — злого профессора, дурную программу или дождливую погоду, но не самого себя».

Эксперт призвал коллег из сферы высшего образования обратить внимание на 46-е место Пекинского университета в международном рейтинге. «Китайцы быстро учатся, в том числе делать современные вузы. Мы же любим вздыхать о былом величии», — заметил он.

По мнению собеседника РИА Новости, международные рейтинги вузов — повод серьезно задуматься о том, что происходит в российской системе образования и что нужно в ней перестраивать.

Анна КУРСКАЯ


Распечатать страницу