«У ОБСЕ нет мандата на то, чтобы заменять власти в разрешении конфликтов между государствами»

12.09.11

«У ОБСЕ нет мандата на то, чтобы заменять власти в разрешении конфликтов между государствами»

Источник: «Московские новости»

Директор Центра по предовтращению конфликтов Адам Коберацкий дал эксклюзивное интервью «МН»

На днях в Москву с визитом прибывает директор Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов Адам Коберацкий. Известный польский дипломат, бывший заместитель генсека НАТО проведет консультации с коллегами в российском МИДе, встретится с генсеком ОДКБ Николаем Бордюжей, а также прочтет лекцию в МГИМО, где учился в советские годы. Перед приездом в Москву Адам КОБЕРАЦКИЙ дал эксклюзивное интервью «МН».

— О деятельности вашего центра мало что известно в России не только широкой общественности, но и экспертам. Вы стараетесь не афишировать свою деятельность?

— Конечно, велик соблазн ответить: «Известность приходит с кризисами, и если о нас не говорят, мы хорошо работаем». Надо иметь в виду, что Центр по предотвращению конфликтов — это не отдельная структура или исследовательский институт, это часть секретариата ОБСЕ. Поэтому мы в основном оказываем поддержку работе органов, которые принимают решения в ОБСЕ, а также стране-председателю, которая задает направление политической деятельности организации на каждый год. В этом году ОБСЕ возглавляет Литва, в следующем председательствовать будет Ирландия, в 2013-м — Украина.

— Какие успехи возглавляемого вами Центра в решении конфликтов на постсоветском пространстве вы можете отметить?

— Ответ на этот вопрос зависит от того, что вы считаете успехом. ОБСЕ не надгосударственная организация; у нас нет мандата на то, чтобы заменять власти в разрешении конфликтов между государствами. Мы принимаем участие в переговорах в согласованных форматах, нацеленных на достижение мирного разрешения конфликтов, и в случае необходимости создаем новые, специальные механизмы. Так, например, мы отреагировали на трагические события прошлого года в Киргизстане, направив в апреле специального посланника действующего председателя ОБСЕ в Киргизстан. Он сыграл важную роль в достижении решения о том, чтобы бывший президент Бакиев покинул страну, решения, которое на тот момент предотвратило немедленное нарастание напряженности в стране.

— Практически все конфликты связаны с противоречиями между двумя основными принципами, лежащими в основе современной системы международных отношений, — уважением права наций на самоопределение и соблюдением территориальной целостности государств. Как эти принципы соотносятся в реальной политической практике сегодня?

— Несмотря на то, что эти принципы не потеряли своей состоятельности и сегодня, военно-политическая обстановка, в которой они применяются, претерпела значительные изменения. Реалии таковы, что не существует четких решений, которые базировались бы лишь на одном принципе. Любое решение должно приниматься на индивидуальной основе; нужно смотреть на историю конфликта, политический контекст, в том числе деятельность международных игроков, совокупность экономических и социальных факторов.

— ОБСЕ является главным модератором в поиске решения карабахского конфликта. Но этот процесс топчется на месте, а Армения и Азербайджан снова рискуют перейти к вооруженному противостоянию. В чем причина этого?

— Ситуация вдоль линии соприкосновении вызывает у нас большую обеспокоенность: только в этом году там произошло более 20 инцидентов со смертельным исходом. Особенную тревогу вызывают сообщения о жертвах среди гражданского населения. Действующий председатель ОБСЕ во время своих визитов в Армению и Азербайджан призвал стороны убрать снайперов с линии соприкосновения. Я сожалею о том, что стороны до сих пор не выполнили достигнутое в этом году в Сочи соглашение относительно расследования инцидентов вдоль линии прекращения огня. Я полагаю весьма важным продолжать оказывать давление на обе стороны и поэтому приветствую личное участие президента России в содействии переговорам между Азербайджаном и Арменией. Думаю, существует явный потенциал достижения компромиссного решения в рамках нынешнего переговорного формата — Минской группы ОБСЕ.

— Каковы перспективы урегулирования конфликта вокруг Грузии и в Приднестровье?

— Что касается Грузии, ОБСЕ совместно с ООН и ЕС является сопредседателем на женевских международных дискуссиях, которые начались после конфликта 2008 года. Мы достигли уже упомянутого соглашения по водохозяйственным проектам с общим бюджетом 1,7 млн евро, и в данный момент по обе стороны административной разделительной линии идёт его выполнение. Эти проекты финансируются ЕС и включают восстановление ирригационного водоснабжения в Никоси, сети распределения питьевой воды в Знаури, а также дамбы на Зонкарском водохранилище. В Приднестровье мы наблюдали в этом и прошлом году определенную позитивную динамику, и сейчас наш приоритет — возобновить на ее основе официальные переговоры в формате «5+2» (формат включает в себя обе стороны, а также посредников и наблюдателей за процессом переговоров: Российскую Федерацию, Украину, ОБСЕ, США и ЕC. Неформальные консультации в формате «5+2» проводились в Москве в конце июня и были приостановлены. В конце прошлой недели в Бад-Райхенхале (Германия) проводилась двусторонняя встреча между премьер-министром Молдовы Владом Филатом и лидером Приднестровья Игорем Смирновым. Открывая эту встречу, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис выразил надежду на то, что стороны объявят о возобновлении официальных переговоров, когда снова встретятся в Москве в этом сентябре.

— Президент России Дмитрий Медведев заявил 3 сентября, что наблюдатели ОБСЕ «порой откровенно демонстрируют политизированный подход к оценке подготовки и проведения выборов», а также обвинил их в использовании двойных стандартов. С чем, на ваш взгляд, связана эта критика? Насколько обоснованной вы ее считаете?

— Наблюдение за выборами — зона ответственности Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое уже отвергло критику президента Медведева. Государства — участники ОБСЕ, в том числе Россия, поставили перед БДИПЧ задачу объективно и беспристрастно оценивать, соответствуют ли проводящиеся в них выборы стандартам, согласованным всеми странами — участницами ОБСЕ. Иногда правительствам не нравится объективная — и особенно критическая — оценка со стороны БДИПЧ, поэтому БДИПЧ так часто подвергается критике. Важно помнить, однако, что цель наблюдения за выборами — это не вычленить какую-то отдельную страну и раскритиковать ее, а оказать государствам-участникам конструктивную помощь в определении того, что можно улучшить в проведении выборов. Именно по этой причине большинство государств — участников ОБСЕ приветствуют деятельность международных наблюдателей.

Аркадий ДУБНОВ


Распечатать страницу