Дистанционное обучение в России за почти 15 лет приобрело десятки тысяч поклонников

28.09.11

Дистанционное обучение в России за почти 15 лет приобрело десятки тысяч поклонников

Источник: «Труд»

Дистанционное обучение в России за почти 15 лет приобрело десятки тысяч поклонников

Благодаря IT-технологиям качественное образование современному человеку доступно в дистанционном формате. Студент может обучаться в своем родном городе, даже если ближайший университет находится за границей. «Труд» подобрал самые популярные заведения, предлагающие дистанционное обучение с разным уровнем подготовки.

Критерии допуска ниже, чем для очно-заочного обучения, то есть допускаются все желающие. При этом нет необходимости грызть виртуальный гранит науки с утра до вечера — достаточно сформировать свой собственный график согласно предложенной учебной программе, следовать ему и вовремя сдавать онлайн-сессию: не нужно отпрашиваться с работы или клянчить отпуск за свой счет на время сдачи экзаменов.

Цены на дистанционное обучение значительно симпатичнее, чем на очно-заочное: заведение экономит на аренде, электропитании и технике, преподаватели могут обучать большое количество людей одновременно. А в итоге выпускнику достанется самый настоящий диплом.

Первой попыткой сделать дистанционное образование реальностью считается идея Исаака Питмана в 1840 году обучать стенографии студентов в Соединенном Королевстве с помощью почтовых бандеролей. В России же официальным днем основания этой формы обучения стало 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобразования России с разрешением образовательным учреждениям обучать студентов дистанционно.

Как и где учат

На сегодняшний день во многих вузах столицы есть дистанционные факультеты. И в каждом учебном заведении они имеют свои особенности и нюансы. Хотя в целом обучение проходит по типичной схеме: пользователь заполняет заявление, высылает скан квитанции об оплате, подписывает договор, получает ключ доступа к учебным материалам и начинает свой учебный марафон.

На сайтах фиксируется статистика посещаемости, преподаватели (или тьюторы) высылают и проверяют контрольные работы и тесты, наиболее сложные темы обсуждаются на электронных семинарах и форумах, проводятся веб-конференции. Процесс обучения проходит посредством электронных систем дистанционного обучения (ЭСДО или СДО).

В целом весь процесс дистанционного обучения не предполагает личного присутствия студента, но один раз явиться все-таки придется — для итоговой очной аттестации. Если все прошло успешно, то счастливому выпускнику вручают «корочку» гособразца. Для защиты и получения негосударственного свидетельства об обучении присутствие не нужно вовсе.

Школьное образование

Не у всех есть возможность и желание оканчивать школу традиционным классно-урочным способом. Как правило, это характерно для детей, подолгу пребывающих за рубежом, детей-инвалидов или вундеркиндов, способных осилить школьную программу в гораздо более сжатые сроки. А кто-то спустя многие годы после получения неполного среднего школьного образования решает окончить 10-11-й класс. В таких случаях есть два варианта — экстернат и дистанционное обучение.

В первом случае от экстерна требуется самостоятельная подготовка и явка на экзамены, оплата не требуется. Окончить экстерном можно практически любую московскую школу. В 2006 году образовалась «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». «ВШКМ» представляет собой серии мультимедийных пособий, интерактивных упражнений и тестов для средней школы, специально разработанных согласно официальной программе Министерства Образования РФ. «ВШКМ» не дает аттестатов или свидетельств, а только предлагает качественные виртуальные материалы по углубленной школьной программе, которые весьма пригодятся тем, кто по каким-то причинам решил не тратить время на традиционное посещение школы. Материалы сейчас доступны для заказа через интернет, а у граждан России есть возможность получить бесплатный доступ к ним.

Плюсы дистанционного образования заключаются в том, что учебный процесс обеспечивается и контролируется на протяжении всего семестра опытными преподавателями, а материалы предоставляются в разнообразных виртуальных форматах: от обычной книги до интерактивных онлайн-игр. Экзамены же сдаются посредством аудиопрограмм и веб-камеры. Первая аккредитованная дистанционная школа в России — интернет-школа «Просвещение» — официально имеет статус среднего общеобразовательного учреждения. Она предлагает образование по программам 1-4-го, 5-9-го и 10-11-го классов. Для зачисления необходимо подать виртуальное заявление, курьером либо почтой отправить необходимые оригиналы документов, выслать платежный документ об оплате, сразу после чего новоявленный школьник получает данные для доступа к электронным библиотекам. По успешном окончании учебы выдаются аттестаты.

Профессиональное образование

Профобразование в России все еще переживает кризис, поскольку считается маловостребованным и непрестижным. Но потребность в рабочих профессиях есть, и достаточно серьезная. К сожалению, образовательных заведений такого типа и без того немного, а развивающихся в ногу со временем — еще меньше. Но они есть.

Русский институт управления практикует дистанционное обучение специалистов по направлениям «экономика», «менеджмент», «право и организация социального обеспечения», «социальная работа». Со временем этот дистанционный проект собирается предложить студентам еще и программирование в компьютерных системах.

Документы принимаются от лиц, окончивших 11 классов средней общеобразовательной школы. Алгоритм обучения все тот же: подача заявления, поступление, оплата ежемесячная, дистанционные сессии. Обучение длится 3–4 курса по 8–12 месяцев. Присутствие необходимо только единожды — при защите диплома гос. образца.

Также получить профобразование можно в Московском экономическом институте и Современной гуманитарной академии. Выбор направлений не так велик, как хотелось бы, но и количество таких специалистов сокращается, что придает им весомость на рынке услуг.

Высшее образование и второе высшее

Получить высшее образование дистанционно можно почти во всех столичных вузах. МГУ им. М. В. Ломоносова предлагает дистанционные программы факультетов, школ, институтов. МГИМО активно использует интернет-технологии для дистанционного обучения своих студентов. В РГСУ ради дистанционного обучения было создано специальное подразделение — Электронный федеральный социальный университет Российского государственного социального университета (ЭФСУ). Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им.  Н. Э. Баумана совместно с Bauman Computer Training Company, Inc. (США) обучает слушателей в дистанционном режиме.

Получить высшее образование дистанционно можно в таких институтах, как Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП), Московская финансово-юридическая академия (МФЮА), Московский государственный университет приборостроения и информатики, Московский авиационный институт (МАИ), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), Финансовая академия при правительстве РФ. В принципе перечислять можно бесконечно. Второе высшее образование дистанционно предлагают также десятки вузов.

Дополнительное образование

Менеджмент МВА (Master of Business Administration) от ведущих британских школ в Москве и больших городах стал одной из самых востребованных и популярных программ. MBA уже много лет предлагает повышение квалификации для менеджеров высшего и среднего звена. По данным интернет-ресурса MBA.su, в сентябре 2011 года в топ-10 заведений, практикующих МБА, вошли: МИРБИС, ИБДА РАНХиГС, ВШБ ГУУ, ВШФМ РАНХиГС, ВШМБ РАНХиГС, ВШБИ ВШЭ, ФИММ РАНХиГС, МШБ Финуниверситета, ИДПО МГИМО, БШ ВАВТ.

Что примечательно, программы продолжают открываться в вузах. Так, например, с этого года запускаются программы в РГГУ.

«У нас были все возможности для этого: есть кадры, есть интересные программы, есть опыт проведения программ допквалификации, когда выдается диплом в дополнение к основному, — рассказывает директор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов профессор Михаил Дарвин. — Год мы разрабатывали программы, проводили обучение своих кадров. И вот на сегодня имеем разработанные программы — базовая „стратегический менеджмент“, а потом уже „лингвобизнес“, „маркетинг“ и „бизнес-английский“. Мы открываем программы, которые ориентированы на синтез гуманитарного образования и бизнеса. Идут звонки, приезжают на собеседование заинтересованные люди — идея оправдывается».

Нужны ли такие кадры

Российское дистанционное образование активно развивается, внедряются новые схемы, формы и методы. Сейчас получить практически любое образование на расстоянии не проблема. Но насколько котируются такие специалисты? Ответ прост: работодателей в первую очередь интересует опыт специалиста, наличие и качество практики. Наниматель, скорее всего, не будет колебаться, кого выбрать — практика, получившего образование дистанционно, или теоретика, окончившего очное отделение.

«Строка в резюме о наличии высшего образования всегда производит благоприятное впечатление на рекрутера и работодателя. Практика показывает, что даже на рядовые позиции требуются люди с высшим образованием, — комментирует ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Мусейчук. — Так, например, топ-менеджеры с неоконченным высшим образованием — скорее исключение, подтверждающее правило. Диплом соискателя, полученный в результате дистанционного обучения, в моей практике оценивался работодателями не самым лучшим образом, уступая место дипломам классических вузов. Однако хороший опыт работы, полученный кандидатом, в большинстве случаев склоняет чашу весов выбора работодателя в положительную сторону. Все-таки качественные знания требуют применения на практике, тем самым влияя на профессиональный уровень кандидата».

Цифры
  • 50 000 рублей стоит один год дистанционного обучения в бакалавриате МАИ
  • 89 000 рублей — самая дешевая программа дистанционного обучения MBA
  • 9000 рублей — дистанционные подготовительные курсы по литературе для поступления в МГУ
  • 300 рублей в час в среднем просят педагоги по английскому языку за урок по Skype

Опрос: А как вы относитесь к «дистанционке»?

Андрей Старый, IT-менеджер

«Это как работа фрилансером»

Дистанционное образование — это как работа фрилансером. Оно вполне может быть и качественным, но для молодых людей это серьезное испытание. Оно подходит для взрослых людей с хорошей самодисциплиной, которые в силу некоторых обстоятельств не могут посещать занятия живьем. В силу стереотипов мне кажется, что дистанционное образование менее качественное, нежели традиционное. Однако допускаю, что с развитием технологий такой тип образования должен выйти на лидирующие позиции.

Борис Лядов, PR-менеджер

«Все сдают со шпаргалками»

Такое образование, на мой взгляд, ничем не хуже классического очного или — тем более — заочного. В процессе получения знаний прежде всего важна не форма подачи материала, а стремление к знаниям. А информация, полученная самостоятельно, запоминается лучше. Тысячи очников сдают экзамены со шпаргалками и по окончании обучения некомпетентны. Среди дистанционников таких наверняка тоже немало. Но те, кто действительно учился, имеют полное право считаться профессионалами.

Павел Шведов, редактор

«Такие соискатели вызовут сомнения»

Дистанционное образование позволяет получить диплом европейского университета, побывав в нем однажды для сдачи итогового экзамена. К тому же вы получаете доступ к информативным, постоянно обновляемым и совершенствующимся авторским курсам, да и язык практикуете. Но как работодатель могу сказать, что настороженно отношусь к таким соискателям, если «дистанционка» в качестве образования у них единственная. А вот как дополнение к классическому университетскому это отличный вариант.

Светлана АСТАХОВА

 

 


Распечатать страницу