2011 год: 15-летие диалога Россия – АСЕАН

18.11.11

2011 год: 15-летие диалога Россия – АСЕАН

Источник: ТПП-Информ

19 ноября на индонезийском острове Бали открываетсяVI Восточноазиатский саммит, в котором впервые примут участие США и Россия. Механизм Восточноазиатских саммитов (ВАС) был создан в 2005 году по инициативе Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Он объединяет в настоящее время десять стран АСЕАН, а также Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Республику Корея, РФ, США и Японию. Торгово-промышленная палата России поддерживает активные связи с палатами этого региона.

В этом году также исполняется 15 лет со дня установления связей Россия — АСЕАН. О том, как развивается сотрудничество в рамках этого партнерства, рассказывает первый секретарь посольства Российской Федерации в Индонезии, представляющий нашу страну в совместном планово-распорядительном комитете Россия — АСЕАН (СПРК Россия — АСЕАН) Олег Копылов.

— Олег Владимирович, какую роль играет АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

— Азиатско-Тихоокеанский регион, неотъемлемой частью которого являются страны Юго-Восточной Азии, все увереннее утверждается в качестве двигателя мирового экономического роста. Здесь продолжается формирование полицентричной системы международных отношений, выстраивание многосторонних преференциальных торговых зон.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, включающая десять стран-членов, является важнейшим участником этих процессов. Укреплению роли АСЕАН в регионе будет способствовать реализация планов по формированию в рамках ассоциации высокоинтегрированного сообщества к 2015 году. Высокой оценки заслуживают и усилия АСЕАН по выстраиванию экономической составляющей региональной интеграции. В 2010 году принят «Мастер-план взаимосвязанности АСЕАН». Он имеет особое значение и наряду с «дорожной картой» формирования экономического сообщества призван консолидировать усилия «десятки» в целях создания в регионе общего рынка и единой производственной базы. Параллельно с углублением внутрирегиональной интеграции в АСЕАН идет либерализация торгово-экономических отношений с ведущими внешними партнерами путем формирования зон свободной торговли.

— Как развивается диалог между Россией и АСЕАН? 

— АСЕАН — богатый ресурсами, емкий рынок с 590-миллионным населением, объемом ВВП более чем в 1,5 трлн долларов, внешнеторговым оборотом в 2 трлн долларов, притоком прямых иностранных инвестиций на уровне 76 млрд долларов в 2010 году и темпами экономического роста, заметно превышающими среднемировые. На сегодняшний день очевидно, что без продвижения сотрудничества с ассоциацией задача эффективного вовлечения России в передовые интеграционные схемы в АТР не может быть выполнена. Это понимание находит должное отражение в формировании нашей внешней политики, где всестороннему наращиванию связей с АСЕАН в общем контексте укрепления российских позиций в АТР отводится важное место. При этом все большее внимание уделяется содержательной составляющей нашего сотрудничества. Именно практические, секторальные связи призваны играть первую скрипку в продвижении отношений России с ассоциацией.

С 1996 года Россия является полномасштабным «партнером по диалогу» с АСЕАН, что подразумевает углубленное сотрудничество в политической, экономической и культурной сферах. За прошедшие 15 лет сформирована прочная нормативно-правовая база связей Россия — АСЕАН, которая включает в себя ряд совместных деклараций, а также межправительственные соглашения с отдельными странами в области экономики и культуры. Реализуется Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН до 2015 года и «дорожная карта» по ее реализации.

Между Россией и ассоциацией налажен диалог на высшем уровне. Состоялись две встречи наших лидеров — в декабре 2005 года в Куала-Лумпуре и в октябре 2010 года в Ханое. Министр иностранных дел России ежегодно участвует в министерских совещаниях в формате «АСЕАН+1». В 2010 году был запущен механизм совещаний министров экономики и торговли. Одним из результатов этого диалога стало решение о разработке «дорожной карты» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия — АСЕАН.

— Какие направления сотрудничества России и АСЕАН считаются основополагающими?

— Успешно развивается сотрудничество в сфере энергетики, которую мы считаем одним из наиболее перспективных направлений партнерства. Запущены профильные экспертные консультации, принята пятилетняя рабочая программа сотрудничества в сфере энергетики, проведен семинар по возобновляемым источникам энергии, завершается согласование совместного проекта по налаживанию диалога в сфере возобновляемой энергетики и экологически чистых энерготехнологий. Кроме того, в сентябре в Ханое Госкорпорация «Росатом» успешно провела семинар для специалистов из стран «десятки» по вопросам мирного использования атомной энергии, в ходе которого было условлено продолжить контакты в этой перспективной сфере.

Расширяется секторальный диалог с ассоциацией и по другим направлениям, таким как противодействие терроризму и транснациональной преступности, чрезвычайное реагирование, управление водными ресурсами, сельское хозяйство и продовольственная безопасность, туризм, культура. Действует рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству. Недавно к ее «реферату» добавились и вопросы мирного использования космоса, среди которых дистанционное зондирование Земли, совместное использование системы ГЛОНАСС, развитие космической медицины и биологии.

— Какие финансовые институты принимают участие в финансировании реализации проектов?

— В 2006 году создан финансовый фонд диалогового партнерства (ФФДП), куда Российская Федерация переводит ежегодные взносы. С 2007 по 2010 год суммарно было переведено 2 млн долларов. С 2011 год взнос увеличен до 1,5 млн долларов. За счет средств ФФДП осуществляется проектная деятельность на приоритетных секторальных направлениях. Например, в дополнение к уже упомянутым проектам были профинансированы такие совместные мероприятия, как «Использование предприятиями малого и среднего предпринимательства стран АСЕАН национальных систем электронной коммерции», «Курс русского языка для туроператоров стран АСЕАН», «Семинар по применению современных технологий в пищевой промышленности», «Семинар по разработке и использованию вакцин нового поколения». Цель такого рода проектов — эффективное позиционирование российских технологий и высокотехнологичной продукции на рынках стран АСЕАН, что служит решению известной задачи по модернизации экономики России.

Деятельность по отбору и контролю за исполнением совместных проектов, а также расходованием финансовых средств из ФФДП осуществляют Межведомственная координационная группа, Совместный комитет сотрудничества и Совместный планово-распорядительный комитет Россия — АСЕАН.

— Какие мероприятия содействуют развитию сотрудничества деловых кругов России и АСЕАН?

— Следует отметить, что связи между представителями деловых кругов наших стран динамично развиваются. В 1998 году в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан деловой совет Россия — АСЕАН. Под его эгидой организовано два деловых форума — в апреле 2000 года и в декабре 2005 года.

В июне 2010 года при МГИМО (У) МИД России был открыт Центр АСЕАН. Эта структура призвана играть роль «мозгового центра», площадки для выработки новых идей развития диалога, прежде всего в том, что касается контактов по линии экспертных кругов, студенческих обменов, проведения публичных мероприятий, а также информационно-просветительской работы. Планируемый в ближайшем будущем запуск интернет-портала центра позволит решить остро стоящую сегодня задачу по налаживанию обмена информацией между Россией и АСЕАН — как в культурно-гуманитарной сфере, так и в вопросах бизнеса, торговли и инвестиций.

— Какие направления будут развиваться в перспективе?

— Приоритетные для нас векторы работы с «десяткой» на перспективу включают как совместное продвижение многосторонних подходов в сфере политики и безопасности в АТР, так и активизацию торгово-экономических и инвестиционных связей. Представляется полезным сделать упор на научно-технических, инновационных направлениях, особенно в сферах возобновляемой, атомной, электроэнергетики, медицины, биотехнологий.

Ключевым условием дальнейшего продвижения практического сотрудничества с АСЕАН, совместного поиска новых направлений взаимодействия является налаживание плотного контакта между заинтересованными российскими ведомствами, организациями и компаниями и профильными структурами в странах — членах ассоциации. При этом важно сочетать наши возможности с потребностями партнеров. Например, с точки зрения подключения России к реализации инфраструктурных проектов в регионе стоило бы воспользоваться нацеленностью стран этого региона на модернизацию существующих и строительство новых трансграничных автомобильных, железнодорожных и трубопроводных магистралей, линий электропередач и связи. Для этого необходим приход сюда заинтересованных российских компаний при соответствующей государственной поддержке.

Диалог и партнерство в этом регионе важно для нас не только с точки зрения вхождения в торгово-экономические интеграционные механизмы в АТР. Проводимая в ходе ежегодных встреч министров иностранных дел в формате Россия — АСЕАН сверка позиций по глобальным и региональным вопросам подтверждает, что ассоциация является близким нам партнером по выстраиванию новой архитектуры безопасности и сотрудничества в регионе без разделительных линий, на равноправной основе, по принципу неделимости безопасности.

Татьяна МАРКАНОВА


Распечатать страницу