Восточный поворот

11.05.12

Восточный поворот

Источник: Tpp-inform.ru

В Москве прошло несколько крупных форумов, совещаний и круглых столов, посвященных сегодняшнему дню и перспективам Евразийского экономического союза, предстоящему саммиту АТЭС во Владивостоке и экономическому взаимодействию с Китаем. В проведении некоторых из них активное участие приняла Торгово-промышленная палата России.

Форум деловых СМИ «Экономическая интеграция: в интересах бизнеса, во благо народа», организованный Торгово-промышленной палатой РФ и Союзом журналистов России, был призван предоставить представителям СМИ объективную информацию о формировании механизмов Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также путях дальнейшего перехода сотрудничества в фазу единого экономического пространства и создания на этой базе подлинного Евразийского союза.

Деловая журналистика оказалось жива, хотя тиражи изданий малы и финансовое положение находится на далеко не самом высоком уровне. Выбранная организаторами тема единого экономического пространства все же волнует неравнодушных журналистов, о чем и говорилось на форуме. А выступившие здесь директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) Андрей Спартак и руководитель департамента торговой политики Евразийского экономического сообщества Владимир Чушкин говорили не только о том, как в прошлом году товарооборот между тремя странами Таможенного союза возрос на 40%, но и о тех препятствиях, что существуют в интеграционном поле. Интеграция между тем должна стать выгодной не только предприятиям и предпринимателям, но и простым людям наших стран. Перефразируя слова одного нашего лидера, можно сказать, что свобода передвижения и трудоустройства лучше, чем несвобода.

К сожалению, такую вроде бы нехитрую идею, мягко говоря, слабо доводят до ума и сердец рядовых граждан. Пока что привлекательность того же Таможенного союза, по данным соцопросов, не превышает 7–10%.

Деловые круги прекрасно понимают выгоду интеграционных процессов и не хотят упустить время, заняв в новом образовании выгодное место. Порадовало, что среди коллег-журналистов есть те, кто не только отслеживает ситуацию, но активно и искренне борется за восстановление союзных отношений.

В нынешнем году Россия председательствует в форуме АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества). Его саммит пройдет в сентябре во Владивостоке. Для обсуждения наиболее важных тем ряду министерств совместно с ведущими научными организациями поручено провести серию круглых столов. Один из них на тему «Инвестиционный климат России и АТЭС: проблемы и перспективы» прошел 19 апреля в Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Организован он был российским Центром исследований Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

Говорилось здесь о том, что нашей стране надо делать резкий рывок во взаимодействии со странами АТЭС, где до сих пор Россия не проявляла достаточной активности. По мнению премьер-министра Владимира Путина, для этого в рейтинге инвестиционной привлекательности за ближайшее десятилетие следует с нынешнего 120-го подняться как минимум на 20-е место. Как этого достичь?

Ученые-экономисты, говорилось на круглом столе, прорабатывают целых 22 дорожных карты, по которым можно осуществить прорыв. Здесь и нормативно-правовая база, и сфера таможенного регулирования, строительства, подключения новых объектов к инфраструктуре и многое другое. А потенциал у нас велик, звучало в докладах. В России планка рентабельности, допустим, выше, чем в Европе и США. Китай уже снял все инвестиционные сливки и теперь его ждут не такие легкие времена, в Японии тоже проблемы…

Подобные мысли звучали будто отклик на публикацию в газете «Женьминь жибао» статьи о шести крупных дефектах российской экономики. Словно в ответ демонстрировалось немало таблиц, основанных на данных ведущих западных рейтинговых агентств, по которым Россия действительно далеко отстает от многих ведущих и даже средних экономик мира.

Но и тот же Китай, по этим данным, — не бесспорный лидер. Однако в самом Китае отношение ко всяким рейтингам далеко не трепетное; и вообще, с древнейших времен то, что в наши дни именуют внешнеэкономической деятельностью, там принято воспринимать как стратегический путь бесконечной хитрости. Так что повышенное внимание наших научных институтов, и прежде всего Высшей школы экономики и гайдаровского Института переходного периода, к пониманию восточного соседа через призму американских и европейских оценок и прогнозов может сослужить для политиков и предпринимателей России неважную службу.

В этой связи запомнилось выступление доктора экономических наук, профессора МГИМО Вячеслава Карлусова, сказавшего, что многие таблицы и графики порой становятся нелепыми при соприкосновении с элементарным здравым смыслом и прозой жизни. Защитивший на днях кандидатскую диссертацию его аспирант из Китая тоже, как положено, приводил немало схем и графиков. Однако на прямой вопрос, что же больше всего мешает китайцам вести бизнес в нашей стране, ответил: «Зима и криминал».

На самом круглом столе, где звучало немало не только сухой теории, но и вполне здравого анализа наших действий на восточном направлении, тем не менее ни разу не вспомнили о существовании единого таможенного пространства. Когда я задал вопрос заведующему сектором общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона Института мировой экономики и международных отношений РАН Александру Федоровскому, услышал в ответ: «Тема сегодня другая, да и общая стратегия отношений АТЭС и ЕврАзЭс еще не выработана».

Получается, для академической науки мир поделен по секторам, которые пока еще друг с другом не договорились, а их координаторов это, похоже, устраивает. Однако уже через несколько дней на заседании комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности в связи с председательством России в АТЭС прозвучала мысль о том, что единое экономическое пространство — это та реальность, без которой входить в Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня бессмысленно. И Китай, по крайней мере, не должен быть противником создаваемого Евразийского союза, но пока он никак не заинтересован в этом образовании.

Закончить свои заметки хочу рассказом о Российско-китайском торгово-инвестиционном форуме. Уровень его был высок: с нашей стороны — первый вице-премьер Игорь Шувалов, с китайской — вице-премьер Госсовета Ли Кэцзян. Договорились, что с нынешних 83 млрд долларов товарооборота между нашими странами к 2015 году надо приблизиться к 100 млрд, а к 2020-му — достичь отметки в 200 млрд долларов. Было объявлено о создании Российско-китайского инвестиционного фонда размером от 2 до 4 млрд долларов.

Участие в этом форуме приняли 1200 человек — управленческая, научная и бизнес-элита двух стран. Кроме пленарного заседания участники работали и по секциям. Особый интерес привлекла та, на которой обсуждали проблемы высоких технологий и инноваций.

После того как было рассказано о становлении фонда «Сколково», слово взяли китайские партнеры. Речь шла о темпах роста при создании и выпуске высокотехнологичной продукции в свободных экономических зонах и технопарках КНР, многие из которых у них занимают площадь более чем в 100 кв. км. Сейчас таких технопарков-гигантов 80, а скоро будет 100.

«Объемы капиталовложений и прибыль высокотехнологичного сектора Китая превысили весь ВВП России за прошлый год. И нам не совсем понятно, почему в такой большой России все говорят о Сколково, которое занимает всего 4 кв. км», — задал риторический вопрос советник-посланник по науке и технологиям посольства КНР в Москве Гун Хуэйпин.

А выступивший затем вице-президент компании «Леново» Бай Юйли словно пулеметной очередью сыпал цифрами и фактами о выпуске новейших компьютеров, средств связи и микроэлектроники. По тону его угадывалось: «А вы чего конкретно достигли?»

В ответ наши участники форума не нашли ничего лучше, как говорить о том, что и у Китая не все шло гладко и с технопарками, и с высокотехнологичной продукцией. А наш российский научный потенциал все еще высок и будет расти дальше.

Какой же можно сделать общий вывод? Надо не только говорить о разработке планов, проектов и дорожных карт, ведущих на Восток. Было бы хорошо еще поднабраться практичности у тех же китайцев. Да и злость спортивная, с ревностью и собственной гордостью не помешают ни народу, ни лидерам. И тогда восточный поворот будет иметь смысл для всех нас.


Распечатать страницу