От бесплатной лекции до персонального университета один шаг.

01.08.12

От бесплатной лекции до персонального университета один шаг.

Источник: «Коммерсантъ Секрет Фирмы»

«Изначально мы расчитывали на интерес к сервису двух аудиторий — организаторов мероприятий и участников. Однако вскоре после запуска сфокусировались на самом денежном — функционале для организаций. Интерфейс для рядовых пользователей оставили лишь потому, что жалко было выбрасывать сделанное»,- вспоминает Людмила Павлова, коммерческий директор сервиса TimePad.ru, платформы для организации лекций, семинаров, конференций.

Сегодня в TimePad рады, что не пошли на поводу у сурового прагматизма, который учит фокусироваться на главном. По наблюдениям Павловой, в последнее время более перспективной видится ставка не на компании, а на многочисленную армию пользователей. Девиз перемен — «Больше, лучше, бесплатно». Проблема в том, что новое образование фрагментировано и плохо структурировано. Втягиваясь в гонку за образованием нового типа и распробовав его преимущества, аудитория требует еще один бонус — удобство. Сейчас, после того как в феврале этого года компания «Рамблер-Афиша» приобрела сервис TimePad, именно на создание возможностей для пользователей направлены основные силы проекта. И не только его. Пока одни организуют новые семинары и курсы, другие работают над тем, как превратить мозаику из образовательных продуктов в полноценный персональный университет.

Цвет профессии

Весной прошлого года Алексей Ильин, ныне аналитик инвестфонда NovStream Internet Advisors, провел эксперимент. Используя API сервиса «Мой круг», он выгрузил из социальной сети анонимные данные профилей 1 млн 174 тыс. пользователей и занялся анализом их «карьерной истории». К сожалению, пользователи «Моего круга» не стремились к унификации названий своих профессий. Поэтому, чтобы объединить, например, «программистов» и «разработчиков», потребовалась кропотливая работа по нормализации данных. Зато в результате Ильин оказался владельцем уникального «графа профессий», убедительно продемонстрировавшего то, что, правда, можно было предположить и так. Скажем, что рынок труда очень мобилен: среднее время, которое человек проводил на одном рабочем месте, для 50% работников составляло 12–18 месяцев.

Самое интересное, что обнаружил Алексей,- «пути миграции». «Люди чаще всего переходят между профессиями, сходными между собой. На основе этих связей можно построить карту профессий, где похожие специальности располагаются близко друг к другу. Мы „красили“ узлы карты разными кодами — например, „Информационные технологии“, „Работа с людьми“ — и запускали эту цифровую краску по карте алгоритмом, похожим на Google PageRank, наблюдая, как она окрашивается и как разные краски сочетаются в профессиях»,- вспоминает Ильин. Эксперимент помог увидеть интересные закономерности: например, профессия «менеджер интернет-проектов» очень близка к редакторской деятельности, а значит, требует навыков работы с текстами намного больше, чем работа менеджером других ИТ-проектов.

Меняя профессии, люди выбирают те, где часть востребованных «скиллов» (навыков и знаний) соответствует уже имеющимся у работника. Следовательно, на первое место в размышлениях о приобретении профессии, смене деятельности и даже студенческой профориентации выходят именно эти навыки и знания, иначе говоря «скиллы».

Сервис Smartia.ru, который Алексей разрабатывает сегодня, как раз использует «скиллы» как фундамент для концептуальных построений. Smartia создает каталог профессий, для каждой из которых можно указать необходимые навыки, знания, компетенции. К ним, в свою очередь, привязаны учебные материалы, помогающие в приобретении этих навыков,- книги, курсы, лекции, семинары, образовательное видео и прочие. Цепочка «образовательный контент — скиллы — профессия» важна потому, что рынок вот-вот поразит образовательная булимия. Стремительно увеличивающийся объем образовательного контента предъявляет требования к его организации.

Учебные стадионы

«За год работы „Кибермаркетинга“ мы обучили больше специалистов, чем все игроки рынка за все время его существования»,- говорит Анар Бабаев, идеолог проекта Cybermarketing.ru компании «Сеопульт». Итог — годовой оборот, по оценкам руководителя группы компаний «Сеопульт» Николая Евдокимова, приближающийся к $100 млн.

«Мы смотрели на примеры успешных интернет-сервисов, особенно сервисов Google. Обнаружили семейное сходство: вот вам робот, вот вам алгоритм использования плюс вот вам знания — желательно бесплатные. Дальше во-зитесь сами. У нас были серьезные амбиции, и мы решили поступить как Google»,- вспоминает Анар историю создания проекта. Второе решение, определившее портрет и судьбу Cybermarketing,- делать семинары бесплатными. По словам Бабаева, Cybermarketing обходится компании в «сущие копейки» — несколько сотен тысяч рублей в месяц. «Это меньше, чем бюджет на маркетинг у обычной SEO-студии»,- говорит он. За время своего существования, с декабря 2010 года, через проект прошли около 25 тыс. человек. «Производственная мощность» прошлого года — 20 тыс. человек. Бизнес-результат — лидирующие позиции среди сервисов по автоматическому продвижению сайтов. И все — лишь результат упомянутой формулы «автоматизация, понятный алгоритм, бесплатное обучение».

«Сеопульт» собирается развивать успех. Цель — довести количество получающих курс интернет-маркетинга от «Сеопульта» до 100 тыс. человек в год. Решить эту задачу должен проект «Сеопульт-ТВ» — интернет-телевидение о продвижении в интернете. «Телеканал — это магнит, обеспечивающий совершенно иной уровень лояльности, а также распространения знаний»,- говорит Наиль Байков, руководитель «Сеопульт-ТВ». Ну и, конечно, с помощью интернета снимается региональное ограничение.

Билет на рынок

«Сеопульт» — не единственный игрок, обнаруживший эффективность образовательного маркетинга. Количество образовательных продуктов растет практически на каждом рынке. Так, только запустившись осенью, проект «Нетология» — семинары по интернет-маркетингу — отчитывается сегодня о 1 тыс. слушателей, прошедших ее курсы.

Людмила Павлова из Timepad говорит, что в месяц на ее сервисе регистрируется примерно 3 тыс. событий, общее количество участников которых составляет приблизительно 50 тыс. человек. По оценке Павловой, Timepad охватывает сегодня около 5–10% рынка, за прошлый год количество подобных событий выросло в четыре раза. Из огромного объема семинаров и лекций желающий может составить персональный университет. Однако чем шире предложение, тем выше спрос на инструменты, помогающие искать, выбирать и организовывать образовательный процесс.

Сегодня, по словам Павловой, у Timepad три основных источника доходов: продажа билетов, услуги организаторам (от создания веб-страниц события до работы на самом мероприятии) и реклама. Общую выручку в компании не разглашают, но говорят, что вклад этих направлений в доход компании можно оценить как 40/40/20. Всего же у Timepad сегодня около 8 тыс. клиентов — компаний, размещающих на площадке свои мероприятия. Из них платными услугами пользуются примерно 500. В месяц компания продает около 2 тыс. билетов на мероприятия. Всего за 2011 год на платформе было размещено более 10 тыс. событий.

В начале этого года проект купила объединенная компания «Рамблер-Афиша», стоимость сделки составила около $200 тыс.

По оценке Натальи Атяшевой, генерального директора стартапа EventMag, запущенного весной 2012 года инвесткомпанией Fast Lane, рынок корпоративного обучения в России составляет от $300 млн до $500 млн. «Рынок сильно упал во время кризиса в 2009-м и практически замер в 2009–2010 годах. Только начиная с 2011-го он начал показывать положительную динамику»,- говорит Атяшева. По ее оценке, рынок так до сих пор и не вернулся к прежним показателям. Но это собственно и является определенной гарантией роста на ближайшую пару лет, уверена Наталья, напоминая, что до кризиса, с 2006-го до 2008 года, этот рынок показывал рост чуть ли не 30% ежегодно. И при стабильной экономической ситуации может составить около 15% в год в будущем. Образовательные мероприятия обеспечивают более 60% выручки EventMag. За несколько первых месяцев работы EventMag привлек на свою платформу более тысячи различных тренингов, конференций и курсов, продав около 3 тыс. билетов.

Роза компетенций

«Розочка компетенций», по Михаилу Кожаринову, управляющему партнеру проектной группы «Метавер»,- тоже граф. Но уже не профессий, как в случае со Smartia, а навыков отдельно взятого пользователя. Идея идти не от сетки профессий, а от деятельностной структуры привела Кожаринова к построению образовательных проектов на базе карты компетенций пользователей. Для ее создания команда «Метавера» использовала обычную круговую диаграмму, где по осям, идущим от центра, откладываются оценки компетенций пользователя в баллах. Соединив эти точки, можно получить причудливый многоугольник: разный набор компетенций определяет структуру графа, а их оценка — конфигурацию. Для каждого она окажется индивидуальной, по мере прокачки компетенций «розочка» будет меняться. С помощью подобного графа удобно следить за такими умозрительными вещами, как навыки, опыт, наблюдать их прогресс. Но не только. «Мы использовали „розочку“ для указания персональных рекомендаций по прокачке компетенций. И привязали к ней навигатор по курсам и квестам, которые позволили использовать этот граф в качестве своеобразного компаса для составления личной образовательной траектории»,- говорит Кожаринов.

Впервые идею реализовали еще в 2008 году — в стенах МГИМО. Экспериментальный сервис предлагал студентам оценить их текущую карту компетенций, составить желаемую и при обучении следить за тем, как она сближается с реалиями. Приобретение и выявление компетенций невозможно без деятельности, поэтому сервис наполняли не учебными материалами, а заданиями-кейсами. Сейчас Кожаринов планирует выпустить проект во внешний мир, пока же тестирует свой «сервер компетенций» Devyourself.ru на различных образовательных проектах. Сегодня основной доход «Метавера» — образовательный консалтинг и проекты для крупных клиентов, например Фонда Потанина, Открытого университета Сколково, АвтоВАЗа, Минатома и пр.

Личный университет

Осенью прошлого года профессор Стенфордского университета Себастьян Тран решил организовать бесплатный онлайн-курс по искусственному интеллекту. «Я думал, на него запишутся 500, ну 1 тыс. человек»,- вспоминал он. На курс записались 160 тыс. онлайн-студентов. «У людей есть колоссальный спрос на знания»,- уверен Тран. Этот опыт подвиг его на запуск проекта

Udacity.com — площадки бесплатных курсов от ведущих преподавателей. На сервисе уже созданы курсы по созданию поисковых движков, робототехнике, криптографии и пр.

«Ежегодно в мире стартуют сотни стартапов в сфере образования. Создаются онлайн-университеты и школы, корпоративные университеты, разрабатываются тесты, обучающие приложения для мобильных телефонов, образовательные игры, проводятся видеолекции»,- говорит Юрий Лифшиц, организовавший в прошлом году национальную премию в области образовательного видео «Внимание». Сегодня в каталоге премии зарегистрировано более 200 проектов, создающих или агрегирующих образовательный видеоконтент.

«Наступает новый виток битвы за рынок образования. Если не так давно мы наблюдали за растущей лавиной образовательного контента, то сегодня все стремятся собирать его в образовательные курсы»,- говорит Дмитрий Песков, идеолог «Метавера».

У Пескова тоже есть свой персональный образовательный трек. Его Дмитрий создает с помощью iTunes University: «Это самое удобное, что мне удалось найти в этой сфере. Сейчас я прохожу там несколько курсов по энергетике и алгоритмике. Длительность — от двух до шести недель, в конце есть возможность сдать тест». Однако чаще всего пользователям по-прежнему приходится брать управление своим образовательным треком в собственные руки: отмечать в календаре даты семинаров, сохранять рассылки и добавлять в избранное видеоролики. Как объединить в едином, плавном учебном процессе материалы разных провайдеров знаний — пока нерешаемая задача.

Мягкая стыковка

«Весь образовательный контент сегодня — море хаоса»,- считает Песков. По его оценкам, предпринималось множество попыток создать конструктор образовательных курсов. Но все уперлись в барьер: стандартов создания образовательного контента не существует. «Лекций и видео недостаточно, с учебным материалом нужно работать,- уверен Кожаринов.- Кроме подборки контента образовательный процесс подразумевает проверку полученных знаний, а также связь с прикладными задачами, превращающими знания в навыки».

Бизнес привык решать такие задачи с помощью создания корпоративных университетов. Подумывают о таком и в компании «Сеопульт». «Мы думаем о создании подобной структуры — университета, который смог бы стыковать наши образовательные модули в комплексный учебный курс. Но стыковать наш образовательный продукт с образовательными продуктами от других поставщиков задача не стоит»,- говорит Бабаев. Однако замечает, что ему такая задача видится весьма перспективной, и напоминает: залог успеха — автоматизация, понятный алгоритм и бесплатные знания. У того, кто первым воплотит этот принцип на рынке образования, есть все шансы стать его лидером.

Константин БОЧАРСКИЙ


Распечатать страницу