Приложение «Инвестиционная привлекательность мегаполиса»: «Государство пока не является квалифицированным заказчиком для бизнеса»

02.08.12

Приложение «Инвестиционная привлекательность мегаполиса»: «Государство пока не является квалифицированным заказчиком для бизнеса»

Источник: РБК daily

Государственно-частное партнерство должно стать одной из главных движущих сил реализации инфраструктурных проектов в России. Председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев рассказал корреспонденту РБК daily Василию Степанову о том, какие шаги должны быть предприняты на государственном уровне, для того чтобы эта форма взаимодействия государства и бизнеса заработала наиболее эффективно.

Что, на ваш взгляд, мешает привлечению инвестиций в Россию, и в частности в Москву? Какие меры должны быть приняты в первую очередь для улучшения инвестиционного климата?

— Сегодня Москва, российские города-миллионники, да и в целом наша страна нуждаются в притоке частных инвестиций для развития инфраструктуры. Прежде всего, речь идет о транспортной и энергетической отраслях, ЖКХ, а также о социальной инфраструктуре, включающей в себя объекты образования, здравоохранения, спорта и культуры. В России за качество предоставляемых населению услуг в перечисленных сферах традиционно отвечает государство. При этом с учетом сегодняшнего бюджетного ограничения стало понятно, что для развития инфраструктуры необходимо привлекать частный капитал, а вместе с ним компетенции, профессионализм частного бизнеса, который прежде всего стремится извлечь прибыль путем наименьших затрат. Стремление бизнеса к эффективности используется государством для решения социальных задач и позволяет тем самым снизить уровень коррупционной составляющей, улучшить качество работ в ходе реализации проекта и в дальнейшем сделать услугу качественной для населения.

В регионах, где осуществляется большинство проектов, для взаимодействия с частным бизнесом создаются различные структуры, пишутся инвестиционные паспорта и готовятся яркие презентации, которые выкладываются на сайтах администраций. Но, как показывает практика, частные инвесторы не всегда готовы участвовать в подобных проектах по ряду причин. Конечно, их останавливают законодательные и административные барьеры. Требуется развитое инвестиционное законодательство, которое позволит бизнесу избежать различные правовые и другие риски.

С какими еще проблемами сталкивается частный бизнес в ходе реализации проектов совместно с государством?

— Основная проблема, как мне кажется, — это то, что на сегодняшний день государство не является для частного бизнеса квалифицированным заказчиком. Чиновники часто не могут четко определить потребность населения в той или иной услуге, что приводит к катастрофически непроработанным инвестиционным проектам, которые инвесторы или финансовые организации попросту не воспринимают. В настоящий момент многие проекты недостаточно просчитаны. У заказчика в лице региональных администраций есть хорошие, интересные идеи, но не хватает понимания того, как претворить их в жизнь. Чиновник должен быть профессионалом, разбираться в инвестициях (в том числе в таких механизмах, как государственно-частное партнерство) и бизнес-процессах.

Для приобретения необходимой компетенции «квалифицированного заказчика» администрации желательно провести ряд мероприятий. Во-первых, внедрить методологию управления проектами через обучение государственных служащих. Во-вторых, организовать деятельность проектного офиса по подготовке и реализации проектов. При этом желательно также внедрять современные информационные системы управления инвестиционными проектами. Пока у нас не будет квалифицированных чиновников, профессионального управленческого подхода к реализации проектов, частный бизнес не сможет достучаться до государства и войти в отрасли, требующие инвестиций.

Важным инструментом улучшения инвестиционного климата эксперты называют государственно-част­ное партнерство (ГЧП). Что мешает продвижению ГЧП-проектов в России?

— ГЧП действительно является эффективным инструментом улучшения инвестиционного климата, поскольку позволяет привлекать средства частных инвесторов в развитие национальной инфраструктуры. Для России это более чем актуально, поскольку последние 20 лет инфраструктура у нас катастрофически недофинансировалась. В результате к настоящему моменту российский инфраструктурный рынок по объему требуемых вложений стал одним из крупнейших в мире. Эксперты оценивают его в 3 трлн долл., зарубежные игроки проявляют к нему значительный интерес.

При этом существует ряд сложностей. Одна из основных, как я уже говорил, — законодательство, которое требует доработки и совершенствования и которое является залогом успеха привлечения инвестиций. Еще одна сложность связана с тем, что инфраструктурный рынок большой по объему своих нужд, в то же время он ограничен по количеству квалифицированных игроков. На рынке представлено лишь небольшое число компаний, например в области водоснабжения, мусоропереработки. Практически отсутствуют компании, специализирующиеся на управлении социальной инфраструктурой — детскими садами, школами, больницами.

ГЧП — это новый для России инструмент взаимодействия власти и бизнеса. Существует ли сегодня потребность в квалифицированных специалистах?

— Действительно, отсутствие квалифицированных кадров является еще одним препятствием, сдерживающим развитие государственно-частного партнерства. Правда, в этой сфере ситуация начала меняться в лучшую сторону.

В Финансовом университете при правительстве РФ создана кафедра государственно-частного партнерства, в МГИМО также уже год действует кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства. На их базе ведется дополнительное профессиональное обучение представителей госорганов и сотрудников коммерческих структур основам ГЧП. На кафедре МГИМО разработаны программы повышения квалификации по реализации ГЧП-проектов в социальной инфраструктуре. В мае по ним состоялись первые занятия. С ноября прошлого года действует научно-образовательный центр в сфере ГЧП Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, который также осуществляет переподготовку сотрудников региональных администраций. Аналогичный центр создан на базе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Однако квалифицированных специалистов для реализации сложных проектов, основанных на партнерстве государства и бизнеса, продолжает не хватать.

В ряде регионов действуют местные законы о ГЧП. Насколько необходим федеральный закон? Какого эффекта от него вы ожидаете?

— На сегодняшний день в 60 субъектах действуют региональные законы о ГЧП. Но до сих пор отсутствует полноценное федеральное регулирование. Министерство экономического развития РФ опубликовало на официальном сайте проект закона «О государственно-частном партнерстве».

Одно из главных достоинств этого законопроекта — введение в сфере ГЧП единой терминологии. Например, в документе определено понятие государственно-частного партнерства и проекта ГЧП, представлены его признаки, а также конкретизируются объекты соглашения.

Думаю, что принятие федерального закона позволит уменьшить риски для бизнеса при реализации ГЧП-проектов, сделает отрасль более прозрачной и предсказуемой.

Есть ли примеры успешного партнерства государ­ства и бизнеса при реализации инфраструктурных проектов в области транспорта и энергетики?

— Примеры такого сотрудничества есть. По данным федерального портала «ГЧП Инфо», в России реализуется свыше 300 ГЧП-проектов: до 40 федеральных, более 170 на региональном уровне и около 100 муниципальных. Из них 55 и 18 проектов в области транспорта и энергетики соответственно. При этом хочу отметить, что инфраструктурные проекты рассчитаны на долгий срок, который может составлять от 5 до 20 лет, а в ряде случаев и больше. Завершенных проектов ГЧП в России практически нет, если, конечно, под завершением проекта понимать не окончание строительных работ, а истечение срока контракта ГЧП.

Инвесторы заходят в транспортные проекты ГЧП, если трафик сможет обеспечить приемлемую доходность или публичный партнер (субъект РФ либо сама Федерация) дает гарантии по риску спроса либо по иным рискам в зависимости от того, что является предметом соглашения о ГЧП. Это объясняет высокую концентрацию транспортных ГЧП-проектов, связанных с Москвой и Санкт-Петербургом: «Западный скоростной диаметр» (Санкт-Петербург), платная дорога Москва — Санкт-Петербург, выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» (Москва — Минск), федеральная трасса М-4 «Дон», аэропорт Пулково.

В ближайшем будущем эта тенденция сохранится. Так, например, только часть обширных инвестиционных потребностей московской госпрограммы по развитию транспортной системы до 2016 года финансируется из городского бюджета. Остальные суммы фиксируются как «дополнительная потребность» (по прогнозным оценкам, составляет 21% от общей стоимости госпрограммы), которая может быть профинансирована из федерального бюджета либо за счет частных инвесторов. Ожидается, что бизнес будет участвовать в таком проекте, как «Малое кольцо» ОАО «МК МЖД»: объем частных инвестиций составит 79%. В проект «Создание единого парковочного пространства» бюджет города вложит 27,1% от стоимости, создание системы интермодальных перевозок с использованием водного транспорта планируется полностью осуществить за счет частных инвестиций и т. д.

Что касается энергетики, существуют примеры региональных инвестиционных проектов, находящихся на различных стадиях реализации, например строительство блока 410 МВт на Среднеуральской ГРЭС, строительство Курганской ТЭЦ-2, строительство ТЭЦ 1200 МВт в Усть-Куте и другие. В Москве проект ГЧП реализует ОАО «Энергокомплекс». За счет частных инвестиций компания обеспечивает финансирование строительства подстанций, а правительство Москвы, в свою очередь, обеспечивает подготовку и выпуск соответствующих распорядительных документов, подбирает площадки для строительства, помогает в строительстве сопутствующей инфраструктуры, необходимой для бесперебойного функционирования подстанций.

Отсутствие позитивного опыта администрирования совместных государственно-частных инфраструктурных проектов сдерживает предпринимательскую инициативу в области инфраструктуры, хотя потенциал для реализации таких проектов огромен.


Распечатать страницу