Воинствующий секуляризм стал квази-религией западного мира

24.10.13

Воинствующий секуляризм стал квази-религией западного мира

Источник: REGIONS.RU

23 октября митрополит Иларион прочел лекцию в Московском государственном институте международных отношений Министерства иностранных дел России. Перед этим председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион и ректор МГИМО А.В.Торкунов подписали соглашение о сотрудничестве между двумя учебными заведениями.

В своей лекции владыка, в частности, сказал:

«Последовательная секуляризация европейской цивилизации, берущая начало с эпохи Возрождения, в наши дни приобрела беспрецедентный масштаб. Отказ от нравственных принципов устройства общественной жизни, универсальности христианских идей как регуляторов отношений между людьми приводит в западном мире к вытеснению религии из публичной сферы. Светский гуманизм, который использовал христианское мировоззрение большинства европейцев в качестве отправной точки своего развития, за последние десятилетия все более последовательно и даже агрессивно превращался в европейском обществе в самодовлеющую силу.

Считается, что понятие гуманизма является политически корректным и нейтральным для общего пространства Европы, позволяет объединить на своей основе сторонников различных идей, в том числе религиозных. Но эта концепция со стремительной быстротой наполняется новым, часто неприемлемым для верующих содержанием.

Если принять утверждение об относительности добродетели и греха как выбора человека, то, следовательно, и Церковь с её представлением о необходимости борьбы со злом и стремлением к правде и добру является потенциальным препятствием к жизни человека по его свободному изъявлению. Такая Церковь становится не нужной обществу людей, стремящихся лишь к удовлетворению собственных страстей и эгоистических устремлений. В таком сообществе ей отказывают в праве свидетельствовать о правде Божией и призывать людей на борьбу о злом и грехом.

Мы все являемся свидетелями легализации в ряде европейских стран таких пороков, как, например, проституция и гомосексуализм. Недавно мы были свидетелями многотысячных демонстраций в Париже, в ходе которых французы выступили против того, чтобы традиционная семья была законодательно уравнена с партнерствами лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. И противники, и сторонники легализации однополых союзов при этом апеллировали к правам человека. В итоге закон, предоставляющий гомосексуальным парам равные статус и права с традиционными семьями, был принят французскими законодателями при полном игнорировании этических аспектов этой проблемы. Таким образом, мы можем утверждать, что секулярная либеральная идеология превращается в самодовлеющую силу, которая не терпит инакомыслия.

Идея отказа от христианского наследия как нравственного ориентира европейской цивилизации проявляется и в европейском интеграционном процессе. Непризнание вклада христианства в европейскую цивилизацию в проекте Конституции ЕС, а затем в Лиссабонском договоре, который инкорпорировал ряд положений конституционного проекта, — это тревожный сигнал. Радикальный секуляризм самым очевидным образом отвергает историческое прошлое европейских народов, приводит к нарушению прав христиан в Европе.

Недавно создан ряд организаций, с помощью которых европейские и американские христиане фиксируют случаи нарушения их прав в самых различных сферах общественной жизни. Таких случаев — множество, но, как известно, о них нечасто пишет европейская и мировая пресса, потому что это не соответствует образу Европы и США как лидеров в области прав человека. Упомянутые выше многотысячные митинги французских граждан против гомосексуальных союзов были представлены в СМИ как сборище маргиналов. Ничего не сообщали мировые информационные агентства о пострадавших в ходе разгона этих мирных митингов слезоточивым газом, зато все с упоением следили за развитием в России процесса по делу скандально известной панк-группы, которая „выразила свое мнение“, ворвавшись в храм Христа Спасителя.

Воинствующий секуляризм, отказ от нравственных ценностей христианства, абсолютизация свободы выбора человека в ущерб общественной морали — вот что стало квази-религией западного мира, проповедь которой звучит в международных отношениях. Я сознательно называю это квази-религией, поскольку именно религиозное сознание предполагает догматизм. Но если незыблемость и непререкаемость религиозных догм уравновешивается добровольностью их принятия и исполнения, то догмы секуляризма навязываются через разветвленную систему контроля за соблюдением прав человека, экономические, а подчас и военные санкции.

В наши дни становится очевидным, что концепция секуляризированного международного пространства, которое исключает институциональное присутствие религии в международных отношениях, не отвечает вызовам времени. Маловероятно, что модель публичного пространства западных стран, из которого изживаются остатки религиозных идей, будет привлекательной для всего мира. Более того, серьезным вызовам подобная модель подвержена и в самих странах, в которых господствует секуляризм. Сокращение населения в государствах Европы, сопровождающееся притоком мигрантов, как правило, обладающих достаточно сильной религиозной мотивацией, обостряет вопрос присутствия религии в публичной жизни.

Недоверие к секулярной идее как универсальному рецепту благополучия человеческого сообщества связано также с её неспособностью решить очевидные проблемы в мировой экономике, сфере окружающей природной среды, содействовать мирным и взаимоуважительным отношениям между различными народами».


Распечатать страницу