Стартап под прикрытием МГИМО

13.03.14

Стартап под прикрытием МГИМО

Источник: «Деловая среда»

Своих резидентов руководитель бизнес-инкубатора МГИМО Ольга Хотяшева ласково называет «детьми». Главная его задача — дать студентам-международникам прикладное бизнес-образование и, по возможности, помочь с открытием собственного дела. Собственную бизнес-модель самоокупаемости инкубатор провалил, зато теперь в кулуарной «теплице» одного из самых престижных вузов страны подрастают свадебное агентство для кошек и собак, автомойки и спортклубы. «Неправильно думать, что студенты — это взрослые люди, они еще дети, и подход к ним должен быть соответствующим», — считает Ольга Хотяшева, у которой за плечами 18 лет преподавательской деятельности.

Неудавшийся хозрасчет

Бизнес-инкубатор в МГИМО появился в 2007 году. Поначалу большого ажиотажа среди 5000 студентов эта инициатива не вызвала: «МГИМО — нишевый вуз, далекий от предпринимательства, — сетует Ольга. — Поэтому ставку мы изначально сделали на три экономических факультета».

Агитировать желающих параллельно бакалаврской программе заниматься еще и бизнес-практикой Хотяшева решила прямо на своих занятиях по инновационному маркетингу. Только тесная интеграция инкубатора в академический процесс, по ее словам, может стимулировать студентов заниматься предпринимательством.

Идея зарабатывать на студентах провалилась через три года

Сначала инкубатор запустился как отдельная компания, но его бизнес-модель провалилась: зарабатывать на студентах оказалось невозможно. Платить за консалтинговые услуги они не могли, а участвовать в капитале автомоек, студенческих кафешек или спортивных клубов — а именно такие проекты чаще всего запускают резиденты — вузу как-то не пристало. Поэтому в 2010 году инкубатор стал структурным подразделением, живущим за счет вуза и его выпускников. Отдельного бюджета у инкубатора нет, итоговая сумма расходов варьируется: она зависит от количества консультаций, которые оплачиваются преподавателям МГИМО по той же ставке, что и лекции на платных факультетах.

Сейчас инкубатор живет на деньги МГИМО и его выпускников

В штате инкубатора всего четыре человека: руководитель, администратор и два проектных менеджера, все официально «сидят» на преподавательских ставках.

Закрытый клуб по бизнес-интересам

Стать резидентом может только студент МГИМО. Если это удалось, можно пользоваться любыми консалтинговыми услугами бесплатно. Правда, нормального офиса получить не удастся: собственных площадей у инкубатора — всего два кабинета и переговорная комната, в которой устроен коворкинг.

Компьютерами в коворкинге резиденты пользуются строго по расписанию

Компьютеров здесь всего восемь: резиденты работают в строгом соответствии с составленным графиком — в день по три-четыре проекта на одно рабочее место.

Но «сидеть» в инкубаторе не обязательно, воспользоваться компьютером можно в любой мультимедийной аудитории вуза. Чаще всего переговорную используют для тренингов, мастер-классов, общих для всех резидентов лекций, а также для проведения встреч с клиентами и партнерами.


Торговцы международными связями

Появившемуся семь лет назад бизнес-инкубатору МГИМО нужно было найти свое конкурентное преимущество. Сильной технической составляющей или вниманием венчурных фондов вуз похвастаться не мог, и тогда куратор Ольга Хотяшева решила использовать главную «фишку» МГИМО — международные контакты.

В 2012 году бизнес-инкубатор стал первым российским членом Национальной Ассоциации по бизнес-инкубированию (НАБИ), где собрано сегодня более 1900 организаций из 60 стран. Получив особый диплом специалиста в области бизнес-инкубирования (обязательная бумага для всех инфраструктурных руководителей в Америке), команда МГИМО стала сертифицированным партнером НАБИ и теперь может сама выдавать такие же дипломы своим коллегам по всей России.


Попасть в инкубатор несложно: никаких строгих входных фильтров тут нет. После подачи электронной заявки и очного собеседования студенту присваивается статус резидента, а вместе с ним он получает отдельного консультанта. Это преподаватель МГИМО на почасовой оплате. Еще у проекта будет свой менеджер — сотрудник инкубатора.

«Я 20 лет работаю маркетологом и понимаю, что на стадии идеи никто не может точно предсказать ее рыночный потенциал», — говорит Ольга Хотячшева. Именно потому типичные инкубаторские KPI не учитываются при отборе резидентов. Главное — будущий бизнесмен: его предпринимательский дух и мотивированность на то, чтобы зарабатывать деньги.

«Условия российской действительности таковы, что только реальная финансовая нужда — достаточный стимул для начала бизнеса, вряд ли кто-то станет делать бизнес в России для удовольствия и забавы», — уверена руководитель бизнес-инкубатора.

Задача первого года резидентства — написание бизнес-плана. «В обычной жизни это можно сделать за полгода, но студенты — особая каста. Сегодня у них горят глаза, и они хотят делать бизнес, а завтра у них зимняя сессия и они пропадают на два месяца», — рассказывает Ольга.

В среднем в год в инкубатор приходит 30 резидентов, до конца доходит не более десятка. Сначала они защищают свой бизнес-план на внутреннем, а затем и на внешнем экспертном совете, куда приглашаются предприниматели, менеджеры, банкиры, инвесторы. Все они из числа выпускников МГИМО, друзей, одноклассников и знакомых самой Ольги Хотяшевой. Она говорит, что на рынке много нечестных денег, поэтому и старается приводить на советы только проверенных людей.

На рынке много нечестных денег, уверена Ольга Хотяшева

В функционал входит знакомство инвесторов и студентов-предпринимателей, дальнейшие их отношения команда инкубатора не контролирует.

Ступень вторая — акселерационная

На предпосевной стадии Ольга Хотяшева советует проектам вообще не брать денег у людей со стороны. «Первые этапы бизнеса ребята должны спонсировать сами: занять денег у родителей или друзей, халявные инвестиции сильно расхолаживают», — говорит она. Ольга уже давно мечтает создать на базе функционирующего в МГИМО «Фонда развития инноваций и бизнес-инкубаторства» полноценный венчурный фонд, который сможет поддерживать проекты резидентов.

Их ежегодно создается порядка четырех-пяти. Это те студенты, которые после всех экспертных советов все-таки решают приступить к реализации написанного бизнес-плана. За четыре последних года из 101 написанного бизнес-плана было реализовано 27 идей. Историями успеха инкубатора стали девять компаний.

Для четырех-пяти выпускников МГИМО мечтает создать свой венчурный фонд

Большая часть всех проектов инкубатора — сервисные компании: креативные студии, кафе и рестораны, автомойки, различные центры и клубы. 80% бизнеса, естественно, делается студентами для студентов. Среди последних успешных находок Хотяшева выделяет агентство свадеб для кошек и собак, сервис по поиску книг, рекомендуемых известными людьми, мобильный грумминг для животных, изготовление камней для стоунтерапии, центр психологической разгрузки, скидочная карта Alma, PR-агентство «Мишка-Креатив».


досье
Центр начинающего предпринимательства Бизнес-инкубатор МГИМО

Год основания: 2007

Учредитель: руководство МГИМО

Руководитель: Ольга Хотяшева

Профиль: студенческий

Финансирование: университет и выпускники МГИМО

Количество резидентов: 30 заявок, 10 бизнес-планов, четыре-пять открытых бизнесов в год

Стоимость пребывания резидента в месяц: бесплатно

Наличие своих менторов: нет

Наличие зарубежных стажировок: да

Выпускники: мобильный гид по памятникам архитектуры Qirme, скидочная карта Alma, PR-агентство «Мишка-Креатив», копировальный центр CTRL+P, косметика для йоркширских терьеров YorkMe


После написания бизнес-плана резидент попадает в систему акселерации: команда инкубатора помогает студентам реально строить бизнес — регистрировать компанию, арендовать помещение, настраивать бухгалтерское и юридическое сопровождение. Все эти услуги для резидентов становятся платными, их оказывают внешние агентства, работающие со студенческими бизнесами со скидкой 40–50%. Например, регистрация ИП обойдется резидентам всего в 2500 рублей, ООО — в 5000. Бухгалтерское и кадровое сопровождение — от 10 000 рублей в месяц.

Консалтинг и советы по-прежнему остаются бесплатными: до тех пор пока основатели не получают диплом МГИМО. Для выпускников в инкубаторе «рыночные» условия — они должны платить за услуги команды инкубатора. С теми, кто платить по счетам не может, Хотяшева договаривается на бартер: выпускники, например, могут проводить мастер-классы для молодых.

«Нам важно держать контакт с выпускниками, возможно, в будущем им самим захочется вложиться в стартап, и они вернутся в наш инкубатор», — подытоживает Ольга. За последние два года на запуск проектов из инкубатора МГИМО суммарно ушло уже 10 млн рублей.


Взгляд изнутри

Георгий Махмуров, создатель скидочной карты Alma
Статус резидента бизнес-инкубатора МГИМО повышает имидж стартапа

— Главные плюсы инкубатора — бесплатное офисное пространство, бесплатная помощь от менторов и от преподавателей кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО, регулярный экспертный совет инвесторов, на котором проектанты имеют все шансы получить финансовую поддержку от фондов или бизнес-ангелов.

К тому же статус резидента бизнес-инкубатора МГИМО повышает имидж стартапа при общении с контрагентами. Я бы хотел, чтобы разные инкубаторы Москвы кооперировались, объединяя предпринимателей с похожей идеей, но без команды.

Григорий Киров, сооснователь Favobooks.com (сайт книжных рекомендаций известных людей)
Для нас самым главным оказалась возможность стажировки в США

— Бизнес-инкубатор МГИМО предоставляет студентам возможность пользоваться широким спектром услуг: различные тематические семинары, знакомство с экспертами, которые помогают оценить результаты проделанной работы, привлечение инвесторов.

Для нашего проекта наиболее полезной оказалась возможность пройти недельную стажировку в Инновационном центре Северо-восточной Индианы в США. Именно там мы получили возможность представить наш интернет-проект Favobooks.com уже на международном уровне.

Сильная сторона бизнес-инкубатора — возможность прямого и конструктивного взаимодействия с внешними экспертами, а также контакты на международном уровне с другими бизнес-инкубаторами. Я бы хотел усилить взаимодействие между резидентами. Проблемы, с которыми сталкиваются создатели одних проектов вполне могут быть уже решены в рамках другого.


Взгляд со стороны

Сергей Шаренков, директор технопарка МАТИ
Из 18 проектов инкубатора 12 получили предложения об инвестировании

— Бизнес-инкубатор МГИМО — один из ведущих и наиболее эффективных закрытых студенческих инкубаторов. Об этом говорят факты: за два года сотрудничества БИ МГИМО с Инновационным технологическим центром МАТИ через программу инкубации нами были проведены 18 проектов. Из 18 проектов 12 в итоге получили оферту на финансирование от инвесторов.

К сильным сторонам бизнес-инкубатора можно отнести профессиональный подход, высокий уровень комплексной поддержки инициаторов проектов, привлечение различных экспертов и менторов. Недостаток — закрытий тип инкубатора. Повысить эффективность работы организации возможно за счет привлечения к работе профильных компаний (юридических, бухгалтерских, ИТ-услуг и проч.), однако для этого требуются активная финансовая поддержка инкубатора со стороны вуза.

Сергей Теплов, руководитель технопарка «Строгино»
Мы даем экспертизу, а они — контакты и нетворкинг для наших резидентов

— С инкубатором МГИМО мы работаем несколько лет, у нас получается очень интересное сотрудничество: мы помогаем им делать экспертизу проектов, а они делятся своей контактной сетью и приглашают наших резидентов к себе на мероприятия. Наши инкубаторы находятся в разных весовых категориях: у них студенческий инкубатор, там другая среда, мы для стартапов уже следующий этап развития. К нам ребята, которые начинают свой бизнес в университете, приходят для масштабирования. Но вот из МГИМО у нас не много резидентов, мы не сходимся по отраслям: у них большинство бизнесов — сервисные, наш инкубатор — технологический.


Распечатать страницу