Дискурс, который мы потеряли

12.07.07

Дискурс, который мы потеряли

Источник: «Независимая газета»

Чем «политическое» отличается от «политологического»

Татьяна Алексеева. Политическая философия: От концепций к теориям. – М.: Московский государственный институт международных отношений; РОССПЭН, 2007, 398 с.

С полным основанием можно констатировать: издана редкая книга. Традиционно мы именуем редкими книги, существующие в считанных экземплярах. Именно в таком качестве – несмотря на солидный для научного издания тираж – можно представить только что вышедшую из печати работу известного отечественного исследователя Татьяны Алексеевой.

Уникальность этой работы обусловлена целым рядом ее качеств, среди которых можно отметить и ее предмет, и метод, и ту особую элегантность слога, которой отмечены все вышедшие из-под пера Алексеевой работы. Парадокс в том, что при изобилии литературы по проблемам политики, политических технологий, политических партий и т.п. крайне мало изданий по проблемам политического. И практически нет работ по политической философии. Если на Западе постоянно издается значительное число работ по различным аспектам политической философии, то в России к ней – увы – интереса практически нет.

Дело не только в том, что политико-философская проблематика по-прежнему остается на периферии отечественной политологии, но и в отсутствии серьезных традиций погружения в смысловые нюансы используемой терминологии, которые так важны для адекватного понимания и объяснения. Отечественные мыслители более склонны размышлять о глобальных проблемах мироздания и создавать метафизические конструкции, претендующие на объяснение всего и вся. Понятия политического дискурса еще не стали предметом всеобщего внимания отечественных авторов (блестящая работа М.В.Ильина «Слова и смыслы» является скорее исключением, чем отражением общего уровня разработки концептуальной проблематики). Между тем ответ на главный вопрос политической философии – какое общественно-политическое устройство обеспечивает оптимальное сосуществование общества и личности – не может быть даже точно сформулирован без выстраивания системы взаимосвязанных понятий с определенными смысловыми характеристиками.

Однако концептуальные штудии очень трудны, и, чтобы основательно погрузиться в самостоятельный анализ политических понятий, нужно иметь хотя бы общее представление о том, какие темы и проблемы уже стали предметом политико-философских дискуссий. Книга Татьяны Алексеевой вводит читателя в мир основных проблем политической философии, предлагая рационально осмыслить ключевые вопросы, возникающие вокруг базовых человеческих ценностей. Какова специфика мира политического? На чем основан политический авторитет и почему люди подчиняются государству? Что есть свобода? Равенство? Справедливость? Как они проявляют себя в политике? Какие формы свободы, равенства и справедливости предпочтительнее других? Можно ли достичь гармонии между ними?

Естественным отправным пунктом теоретических изысканий автора является фундаментальный анализ феномена политического как специфического мира властных отношений. Концептуализация политики «по Алексеевой» предстает в единстве трех измерений: политика как управление; политика как публичная деятельность; политика в ее онтологическом ракурсе.

Анализ содержательных проблем в книге предварен детальным и обстоятельным анализом принципиальных методологических проблем, определяющих подходы к их решению. Автор раскрывает роль концептуальных структур (Глава 2) и характеризует источники и причины споров по поводу содержания понятий политического дискурса, уделяя специальное внимание концепции «сущностно конкурирующих понятий» (невозможность достижения согласия по поводу содержания понятия в силу наличия в его содержании нормативного элемента).

Автор дает убедительную интерпретацию закономерности формирования устойчивых концептуальных связей в социальном и политическом дискурсе – систем интерпретаций понятий, имеющих определенную конфигурацию и образующих концептуальное ядро основных идеологий и течений общественно-политической мысли. Конфигурация интерпретаций, в свою очередь, обусловлена многими обстоятельствами, в том числе основными методологическими приоритетами и принципами видения мира политического (Глава 3), в числе которых важнейшую роль играет выбор между рационализмом и антирационализмом, индивидуализмом и коллективизмом, различными концепциями природы человека.

В последующих главах представлен анализ политического авторитета, его форм и источников легитимации (Главы 5, 6), основных концепций свободы (Глава 7), равенства (Глава 8) и справедливости (Глава 9). Автору удалось показать, каким образом либеральные, социалистические и консервативные традиции создают целостные концепции в отношении политики и общества и в то же время раскрыть узловые проблемы, вокруг которых ведется теоретическая полемика.

Книга не претендует на полноту изложения всех проблем. Скорее автор хочет направить читателя на поиск собственных ответов на поставленные вопросы. Поэтому в каждую тему включены не только собственно рассуждения автора, но и иные интерпретации, цитаты, дополнительные сведения, призванные стимулировать самостоятельное восприятие материала, понимание сложности и многомерности политического философствования.

Оксана ГАМАН-ГОЛУТВИНА, Валерий ЛЕДЯЕВ


Распечатать страницу