Сколько стоят практики

03.12.08

Сколько стоят практики

Источник: «Ведомости»

Программа «Инновационный вуз», которая должна была приблизить учебный процесс к практике и потребностям рынка труда, стоила бюджету 30 млрд руб., еще 8 млрд руб. заплатили сами вузы — участники проекта. В конце 2008 г. Министерство образования подведет итоги и выяснит, какой от программы толк

Проект «Инновационный вуз», проводившийся в рамках национального проекта «Образование», был рассчитан на три года — с 2006 по 2008 г. На первом этапе, в 2006 г., на конкурсной основе было отобрано 17 вузов, которые получили от 200 млн до 1 млрд руб., в 2007 г. деньги получили еще 40 вузов. В заявке учебные заведения сами определяли, что такое инновационное образование и как потратить бюджетные средства.

Вперед, в лабораторию

Около 70% средств в рамках нацпроекта — 23,6 млрд руб. — были потрачены на приобретение современной техники, подсчитали в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК) — операторе нацпроекта «Образование». Например, в Московском институте электронной техники (МИЭТ) на покупку нового оборудования потратили 612 млн руб. из выделенных 816 млн руб. Большую часть новой техники получили вновь созданные учебно-научные лаборатории, например «Нанотехнологии в электронике» (МИЭТ) и лаборатория экспертизы товаров (РЭА им. В. Г. Плеханова), которые занимаются практическими исследованиями — иногда по заказу бизнес-структур и госучреждений. «Без такого оборудования и лаборатории, на базе голой теории, нельзя подготовить специалиста в области нанотехнологий и электроники», — объясняет Сергей Умняшкин, проректор МИЭТ.

Всего, по данным Министерства образования, таких лабораторий создано около 1500. В некоторых бизнес выступил соучредителем. В Московском университете путей сообщения (МИИТ) студенты вместе с сотрудниками РЖД разрабатывают систему управления движением поездов «Централизованная автоматическая блокировка — Е» (ЦАБ-Е), рассказывает Виктор Лисенков, заведующей кафедрой «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». «Конструкторское бюро компании не успевает создавать необходимое количество новых систем», — поясняет Андрей Мухин, главный инженер участка дороги Голицыно — Звенигород ОАО «РЖД», на котором параллельно со старой системой работает ЦАБ-Е. На закупку оборудования и зарплату участникам этого проекта РЖД выделила около 7 млн руб. на три года.

Ракетно-космический центр «Прогресс» выделил более 10 млн руб. на оборудование и зарплату работникам лаборатории в Самарском аэрокосмическом университете (СГАУ), где студенты вместе с инженерами центра проектируют конструкцию малого спутника «Аист», запуск которого планируется на 2010 г. «Мы хотим получить настоящих специалистов, к тому же у студентов много оригинальных идей», — поясняет Сергей Ткаченко, заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс».

Курс от бизнеса

Одна из основных проблем российского высшего профессионального образования — перепроизводство одних специалистов и нехватка других, не раз говорил министр Андрей Фурсенко. Поэтому в рамках проекта финансировалось создание новых учебных программ. Всего, по данным Минобразования, было создано около 1400 бакалаврских и магистерских программ. Сколько всего появится мест на программах новых специальностей, пока сказать сложно — некоторые программы уже функционируют, на другие набор начнется в 2009 г., добавляет Елена Соболева, исполнительный директор НФПК.

В разработке некоторых программ участвовали компании, их около 1200. Например, на магистерской программе «Экономические стратегии международных нефтегазовых компаний» в МГИМО лекции читают сотрудники «Роснефти», в том числе президент компании Сергей Богданчиков. Российским нефтяным компаниям не хватает специалистов со знанием мировой экономики и иностранных языков, говорит Александр Кузнецов, заместитель директора корпоративного научно-технического центра «Роснефти». Компания финансировала разработку и аттестацию программы, но отказалась оценить финансовые вложения. «Роснефть» планирует ежегодно брать на работу 3-4 лучших студентов, остальные восполнят имеющийся пробел на рынке труда, считает Кузнецов.

Oracle и «Видео интернешнл» создали на факультете менеджмента ГУ-ВШЭ свои кафедры, которыми руководят их сотрудники. «Мы обучаем студентов работе с программами управления предприятиями, которыми пользуются многие компании и госучреждения, — рассказывает Юрий Горвиц, руководитель проектов в образовании и науке Oracle. — Даже если студенты не пойдут работать к нам, они смогут их использовать или заказать их у нас».

Победителей нет

«Программа выполнила свои цели, сблизив учебный процесс и практику, — уверена Соболева. — Но только в 57 вузах, поэтому в целом российское образование еще не удовлетворяет потребностям рынка труда». Основная причина — нехватка людей, способных внедрять инновации в учебный процесс, считают эксперты. «Сотрудникам вузов трудно перейти к повседневному использованию IТ-решений», — замечает Михаил Алашкевич, директор по консалтингу IBS.

В ряде университетов считают, что нацпроект не реализован до конца. На него стоило отвести 3-4 года при прежнем финансировании, чтобы созданные проекты, утвердившись на образовательном рынке, начали приносить прибыль, считает Андрей Мелвиль, проректор МГИМО. Пока получается, что новые лаборатории и исследовательские центры созданы, но вопросы их финансирования после окончания нацпроекта не решены, сетует Алла Орехова, директор инновационной программы ГУ-ВШЭ. Чтобы закрепить достигнутое, нужно ежегодно на конкурсной основе выделять университетам деньги, уверен Евгений Князев, заместитель начальника управления по реализации нацпроекта «Образование». Перспективы всех нацпроектов, в том числе «Инновационного вуза», будут обсуждаться 29 декабря на госсовете по нацпроектам при президенте.

Олеся Малиновская
Татьяна Мартьянова


Распечатать страницу