«Большая рыба» в МГИМО

08.10.09

«Большая рыба» в МГИМО

Юрий Грымов: «Большая рыба» в МГИМО5 октября в пятом зале МГИМО студенты встретились с известным режиссером, телеведущим, специалистом в области рекламы Юрием Грымовым.

Это двоякое чувство, когда перед тобой две плоскости зрения: одна — та, что видел, другая — то, что видишь. Обычная беседа ведущего «Большой рыбы» на «Первом Альтернативном» со знаменитостями, и тут образ с голубого экрана становится доступной, почти осязаемой реальностью. Этот живой, умный, неординарный человек перед тобой, и это не «игра в одни ворота», как выразился сам Юрий Вячеславович.

Несмотря на небольшое опоздание гостя, начало встречи было задано в очень динамичном ключе. Было понятно, что перед тобой сидит деловой человек, чье время расписано по минутам. Единой схемы в общении не существует, поэтому известный режиссер предложил поговорить на темы наиболее актуальные. После недолгого молчания мгимовцы взяли инициативу в свои руки, задав вопрос о ситуации в отечественной киноиндустрии в наше время.

Акцент был поставлен на сложную ситуацию в развитии российского кино, причем изменения произошли не только в странах «белого полотна», но и с другой стороны «баррикад». По словам Юрия Вячеславовича, в течение последних десяти лет господствовала ошибочная идея «загнать зрителя любым способом в кинотеатры, обмануть его ожидания, подсунув что-то совершенно другое», она и явилась причиной дистанции между зрителем и производителем кино. Попытки связать рынок с культурой или даже образованием не имеют смысла. На сегодняшний день российское кино неокупаемо и невыгодно, тратится гораздо больше, чем вкладывается. Российский производитель с великим трудом может оказаться в национальным прокате, легче снять и отложить материал на полку, ведь вероятность того, что он достигнет зрителя среди переизбытка западной продукции, минимальна. Еще одной серьезной проблемой являются пиратские копии, разоряющие кассовую «копилку».

Хотя, опираясь на опыт киноиндустрии других стран, Индии к примеру, прошедшей не один этап восстановления национального кино среди джунглей голливудских фильмов, можно сказать, что в ближайшем будущем ситуация вероятно измениться. Эти изменения происходят сейчас в Москве и Петербурге: появляются те, кто воспринимает кино не только на уровне «поп-корна», а как пищу для ума.

«Странно то, — отмечает Грымов, — что люди, изучавшие в школе Толстого, Достоевского, внезапно срываются на «коммерческое пойло», причем это касается не только литературы, но и кино.

Молодежь не приходит в киноиндустрию, и поэтому кадровый дефицит колоссален. Я не думаю, что человек, решивший сейчас связать свою жизнь с кино, будет через три года думать, как ему заработать на хлеб, конкуренция равна нулю! Миллион профессий, связанных с разными сферами, от экономики до строительства — это гигантское производство, где труд востребован как никогда. Учиться в России можно бесплатно, такого в мире практически нет, а достаточно прийти работать в кинокомпанию за смешную зарплату, хотя можно и совсем без денег, и уже через два года у тебя будет профессия, свое ремесло. Рынок молодой, и он открыт»

На вопрос о влиянии политики на киноиндустрию господин Грымов ответил однозначно, разграничив понятия о «тоталитарном» и современном виде этого явления.

«Между ними существует общение. В 2001 году после сентябрьских терактов состоялось большое совещание в Пентагоне, где с кинопроизводителями была установлена договоренность, что военная техника для крупномасштабных съемок, армия для создания массовок будут предоставлены по символической цене взамен на правку сценария. Нельзя говорить о прямой цензуре в данном случае, никто не будет петь открыто «дифирамбы великому американскому народу», другое дело — создание особой атмосферы, когда это величие ощущается на уровне эмоций».

Помимо этого существуют различные фонды: соблюдая правила, можно снимать фильмы, и деньги, затраченные фондом на поддержку производства, возвращать не нужно. По такой схеме выходит большое количество европейских фильмов.

Телевидение и кино, такие близкие и одновременно далекие. На центральных телеканалах хорошее кино можно увидеть только за полночь или в выходные, если эфирное время не займут многочисленные танцы, концерты и ледовые катания. Наш гость пояснил и это явление.

«На сегодняшний день закупки каналами кинофильмов упали на 30 %. Кинопроизводителю просто не место в эфире центральных каналов, а прожить на доход от продажи небольшим каналам просто невозможно».

Беседа затронула и такой важный аспект, как проблема детского кино и приобщения подрастающего поколения к искусству, его культурно-нравственного воспитания.

«Культура подобна прививке, и ее необходимо делать насильно, как прививки от гриппа. Если сегодня в вашем возрасте, а то и помладше, не заложить основы, то где потом это найти? И что Вы передадите своим детям?

В свое время у меня были попытки ввести в школах уроки кино. Элементарная вещь. Через пять лет страна будет другой, причем это будут не только шедевры русского, но и мирового кино. Несложный путь через форму к содержанию. Прививка должна быть!

У меня в планах снять фильм для пятилетних детей. Ведь это невообразимо, что за какие-то 15 лет в этой области не было снято практически ничего».

Неожиданно для себя студенты узнали о том, что к списку тех, кем был и кем остается Юрий Грымов, может еще прибавиться и политик: он собирается баллотироваться в Московскую городскую Думу, внести изменения в сфере культуры.

В конце эмоционального диалога режиссер решил рассказать МГИМОвцам о своем фильме «На ощупь», выходящем в январе следующего года. Причиной послужило «наше уже двухчасовое знакомство с Юрием Грымовым». К слову сказать, Юрий Вячеславович предпочитал хранить сюжет в тайне и не «грузить» потенциальных зрителей посредством СМИ. Так что студенты МГИМО в обход прессы узнали о съемочном процессе и ощущениях, сопровождавших создателя фильма, из первых рук.

«В выходящем фильме есть все послания, которые я закладывал. Это более «зрительское кино». Мой главный герой — слепой. Всю жизнь — на ощупь. В течение фильма он, конечно, прозреет и... Давайте не о сюжете. Я многое понял, осознал в процессе съемок. У этих людей поразительно тонкий мир, потрясший меня, одновременно смешной и трогательный. Меня поразил один слепой от рождения, сказавший: «Знаете, чем отличаются 90-е от 2000-х? Когда я выходил из дома в начале 90-х, меня подхватывали под локоть и спрашивали, куда мне надо идти, а сейчас я могу выйти из дома и за целый день не перейти улицу».

Эти два часа пролетели как несколько минут, и когда силуэт режиссера Грымова скрылся за последним лестничным пролетом, все естество наполнилось мыслями, сомнениями и рассуждениями.

Человек-источник, человек с необыкновенной харизмой, цельная личность, своим визитом зарядившая мощным импульсом, который преобразовался в воодушевление и нестираемую улыбку.

Карина СУЛТАНОВА,
студентка 1 курса
факультета МЖ


Распечатать страницу