Путешествие за благодатью

26.05.08

Путешествие за благодатью

Путешествие за благодатью

Раннее московское утро медленно хмурило брови. Прогноз синоптиков не радовал: в течение дня возможны осадки, облачность. Автобус с преподавателями и студентами МГИМО ехал по Ярославскому шоссе в сторону Сергиева Посада и, будто бы, разгонял тучи. К половине десятого утра, когда мгимовцы подходили к воротам Троице–Сергиевой Лавры, от плохого настроения погоды не осталось и следа, а солнце жарко, как это бывает в мае, приветствовало всех.

На территории Лавры гостей из МГИМО встретил служитель обители, выступивший в роли экскурсовода. Он поведал об истории Троице–Сергиевой Лавры, памятниках архитектуры, находящихся на ее территории, и о жизни духовенства и монашества. Думаю, ни для кого из пришедших в Лавру не было открытием, что основал ее преподобный Сергий Радонежский, благословивший на Куликовскую битву князя Дмитрия Иоанновича. Однако сам преподобный Сергий среди православных известен и почитается за то, что его желанием было спасение души, он хотел жить и умереть в диких лесах, в которых и поселился.

«Спасение души» – эта тема станет потом центральной в лекции профессора Московской Духовной Академии Осипова, которую Алексей Ильич прочитает нам во второй половине дня. Хотя, наверное, для каждого приходящего в Троице–Сергиеву Лавру рассуждения о душе не пустой звук. Ведь именно ее, душу, наполняют звон колоколов обители, пасхальные богослужения, рассказы о житии святых. Все это было в ясный субботний день в Троице–Сергиевой Лавре. Особенно поразил всех рассказ экскурсовода о жизни Максима Грека, его служении и верности православной вере. В Лавре Грек, не знавший русского языка, занимался переводом Псалмов на латинский, которым владели переводчики обители, а также исправлением допущенных русскими священнослужителями ошибок. Много мучений за веру претерпел Максим Грек, немало было и несправедливых обвинений, однако, что важно, он не переставал молиться за тех, кто держал его в узкой невысокой келье, травил дымом, морил голодом, «ибо не ведают, что творят». Грек думал о том, как сохранить свою душу чистою и спасти души своих мучителей. Сегодня его мощи покоятся в одном из соборов Лавры.

Рассказали преподавателям и студентам МГИМО и о тяжелых для православия в целом и Троице–Сергиевой Лавры в частности годах гонений на Церковь. Тут нужно сказать, что Лавра как совокупность действующих православных храмов была закрыта в начале 20–х годов прошлого века. На ее территории – история, в общем-то, обычная для тех времен – располагались хозяйственные, лечебные учреждения, в лучшем случае – музейные комплексы. Часть архитектурных памятников была разрушена. И только в середине 40–х в некоторых храмах Лавры разрешили богослужение. Говорят, что связано это было с Великой Отечественной войной. Ни для кого не секрет, что во время самых тяжелых сражений поле битвы облетали с иконами. Это делалось с позволения, а то и по личному приказу Сталина. Кстати, по его же приказу в 46–ом была расписана специальная шкатулка, подаренная настоятелю Троице–Сергиевой Лавры. На шкатулке были изображены в том числе Суворов и Кутузов – легендарные стратеги и гениальные полководцы, которые – и Сталин не мог этого не знать – были глубоковерующими людьми.

Рассказ о вере и ее внешних, мирских атрибутах из музея Московской Духовной Академии перекочевал в лекционный зал и превратился в беседу с профессором Алексеем Осиповым. Алексей Ильич, известный своим необычным подходом к рассказу о православии, поразил всех тем, что начал с разговора о влиянии рекламы на умы и души людей. «Мы говорим, что у нас демократия. Мы выбираем депутатов, президента. Однако те люди, которые создают образы на экране, нам не известны, они за кадром. И мы их не выбирали, хотя именно они формируют наше представление обо всем». Владение умами и влияние на души – вот с чего начал беседу профессор Осипов. Он живо рассказывал аудитории о том, почему французы в 1812–ом грабили жителей русских деревень и сжигали населенные пункты, а русские офицеры после взятия Парижа не позволили себе не то, чтобы мародерствовать, всегда платили в закусочных за обед. Иностранцы удивлялись: почему русские себя так странно ведут, они должны убивать, грабить, мстить, а они в долг едят, если денег нет, а потом все до копейки возвращают! Все дело в православном воспитании, считает Алексей Осипов. Воины православной страны не могут по определению зверствовать в городах противника и грабить мирных жителей. Может быть, и плохие, но православные! Это ко многому всегда обязывало и обязывает, хотя сейчас границы добра и зла смываются. Этому в немалой степени способствуют и три страсти, которые в современном человеке, по мнению профессора Осипова, порождает гордыня: сластолюбие, сребролюбие и властолюбие. «Так что ж, ничего не желать, ни денег, ни наслаждений?!» – такой вопрос обычно можно услышать как контраргумент. «Нет, почему же. Всё хорошо в меру. Ешь, но не объедайся, пей, но не напивайся», – ответ Алексей Осипова.

Профессор Осипов в основном говорил о душе. И к ней он взывал во время своего выступления. Точнее, к ним, к душам всех тех, кто слушал профессора Московской Духовной Академии и задавал ему вопросы. Их – души – можно ранить. Это называется грехом. Да, именно так, грех – это рана, которую человек сам себе наносит, ведь кто, к примеру, наказал наркомана, как ни он сам? Всё рождается в душе человека: и радость, и счастье. Поэтому важно, чтобы драгоценный ларчик – душа – был всегда чист. Только совесть может сделать ларчик светлым, лишенным злых помыслов. 

Поездка в Лавру получилась необычайно светлой и одновременно информативной. Все памятники архитектуры и культуры, экспонаты музея Московской Духовной Академии (напомню, сама Академия открылась в 1814 году и разместилась в «царских чертогах»), конечно же, невозможно изучить за неполный день. Но можно сделать одно великое дело – обратиться к своему «драгоценному ларчику», к душе, чтобы лучше понять, что такое православие и духовная жизнь. Ответить на вопросы: если я не верю, то почему я так твердо верю в свое неверие?! а если я верю, то в чем моя вера?!

Александр ЕФРЕМОВ, студент третьего курса
факультета Международной журналистки


Распечатать страницу