Культурные доказательства Кшиштофа Занусси

25.03.10

Культурные доказательства Кшиштофа Занусси

Культурные доказательства Кшиштофа Занусси

18 марта в стенах нашей Alma Mater побывал знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси. Личность этого неординарного человека, в молодости изучавшего физику и философию, а впоследствии выбравшего кино и театр, вызвала неподдельный интерес не только среди студентов, как русских, так и иностранных, но и среди преподавателей МГИМО.

Тема лекции, организованной центром «Церковь и международные отношения», была заявлена как «Иудео-христианские основания европейской культуры». И, надо признать, пан Занусси, советник папского Совета по культуре, в невероятно интересной и интеллигентной форме выразил в своей речи идею того, что христианство имеет под собой иудейскую основу и является началом всего духовного, нравственного, культурного.

Однако большая часть выступления, посвященная «современному герою» — как плоду авторского воображения, так и вполне реальной личности, была раскрыта через призму искусства и кино как такового, а также с точки зрения христианских мировоззренческих идей.

Речь Занусси была проникнута мыслью о том, что человек обладает природной возможностью подниматься выше, развиваться нравственно и духовно, что выражается в конфликте человека с его «природой зверя».

Главной проблемой европейской культуры пану Занусси представляется «неприсутствие героя» в кино, литературе, искусстве. В этом, по его мнению, виновата демократия, ведь там, где существует власть народа, не должно быть исключительного персонажа, только самый обычный, который нравится, который ничем не отличается от представителей среднего класса, а в чем-то даже уступает им. Это и заинтересовывает потребителя, ведь жизнь стрижет всех под одну гребенку, что приводит к понижению мотивации, и человек перестает размышлять и творить.

Именно от этого предостерег гостей лекции пан Занусси — от попсы, «фастфуда», которые приводят к потере смысла «работы над собой». Он призывает слушать хорошую музыку, смотреть глубокие фильмы, предпочитая их мейнстриму. Ведь именно в водовороте «попсы» теряется богатство чувств.

«Мы ведь здесь все нормальные люди, надеюсь», — невзначай сказал Занусси. Под «нормальными» пан Занусси понимает думающих, избирательных в культурном плане людей, называя себя самого современным аристократом, в шутку сетуя, что ему еще не присвоили звание лорда.

«Чтение портит зрение, поэтому читайте мало, читайте только шедевры. А вот bestsellers отдайте шоферу или служанке», — уберегает нас от неправильного выбора пан Занусси, поскольку «от плохого падает чувствительность».

Однако в то же время Кшиштоф Занусси напоминает, что необходимо уважать «среднего человека», ведь «демократия подразумевает уважение большинства».

Занусси выразил мнение, что в наше время жизнь для большинства из нас — лотерея, однако, это опасный элемент мышления. Если раньше, под успехом понимали работу, целеустремленность человека, то сейчас успех представляется в виде везения, выигрыша. И тут невольно встает вопрос: «А причастен ли вообще человек к своей жизни»?

Вывод режиссера однозначный: «Современность не достигает христианства».

Однако чтобы не быть столь пессимистичным, Занусси предложил слушателям самим сделать выбор, кем быть — «лошадью, которая будет биться до смерти, попав в жизненный капкан, или ослом, который через некоторое время осознает безвыходность своего положения и, сохранив спокойствие, сдастся». Ведь страх и одиночество человека связаны с отсутствием смысла, надежды.

Кроме того маэстро заявил, что нельзя верить «академической речи» режиссера, ведь он выражает свои мысли через собственный киноязык. И поэтому, чтобы не казаться голословным, Кшиштоф Занусси продемонстрировал и прокомментировал отдельные эпизоды своей кинокартины «Галоп», в которой запечатлены кусочки детства самого творца.

Удовлетворить своим ответом вопросы всех желающих из зала пан Занусси не смог, поскольку он спешил на премьеру пьесы «Доказательство», которую он поставил с российскими актерами на сцене Российского академического молодежного театра. И, еще раз пожелав всем пришедшим «стремления к совершенствованию», маэстро удалился.

Арина ЗАГРАБЯНЦ, студентка
2 курса факультета МП


Распечатать страницу