В МГИМО прошел слет молодых социологов

21.04.10

В МГИМО прошел слет молодых социологов

В МГИМО прошел слет молодых социологов

17 апреля в Университете состоялась ежегодная научная конференция по социологии, организатором которой выступил студенческий социологический клуб «SOLO» НСО МГИМО. Традиция подобных мероприятий была заложена кафедрой социологии МГИМО, однако в прошлом году студенты-активисты отделения «Социология массовых коммуникаций» факультета МЖ взяли инициативу в свои руки, расширив формат встречи до межвузовского.

В этом году докладчиками стали студенты-социологи из МГИМО, ГУ-ВШЭ и РГГУ, а в роли экспертов выступили заведующий кафедры социологии МГИМО С.А. Кравченко, профессоры кафедры социологии А.Б. Гофман и А.В. Носкова и доцент ГУ-ВШЭ С.П. Баньковская. На конференции присутствовали гости с других кафедр МГИМО. Увлекательный и познавательный научный марафон продлился более пяти часов.

Конференция не носила тематического характера — каждый из участников представил результаты исследований и наработок в интересующих его сферах жизни общества, опираясь на различные концепции и различные уровни социологического знания.

Динамичный и строгий тон конференции задала студентка 3 курса отделения «Социологии массовой коммуникации факультета» МЖ Александра Качур, осветив различные подходы к рекламе донорства в западной и российской традиции. В России адресанты рекламных видео апеллируют к жалости и совести, в Европе и Америке — к личной выгоде сдающего кровь. Этим и объясняется большая эффективность западных роликов.

Студенты ГУ-ВШЭ как всегда порадовали аудиторию отличной гуманитарной и исследовательской подготовкой. Максим Маркин продемонстрировал итоги сравнительного анализа практик розничной торговли и фриланса, заявив о преимуществах последнего. Далее состоялся переход из формализованного мира экономики в загадочный мир детства. Елена Назарбаева решила выяснить, возможно ли применить подход социальной стратификации к исследованию детей? В каких семьях дети получают больше карманных денег, как это влияет на взаимоотношения детей? Доклад вызвал активный отклик среди экспертов. С.П. Баньковская пояснила, что понятие «детство» является сравнительно молодым: вплоть до конца XIX — начала XX века дети воспринимались как «маленькие взрослые». А.Б. Гофман заметил, что детская стратификация мало зависит непосредственно от дохода или образования родителей — более важными представляются качества самого ребенка. С.А. Кравченко указал на различие систем воспитания детей на Западе и в России. Россияне, по мнению профессора, отличаются большей степенью опеки детей и контроля над ними. Последним из «вышкинцев» выступил Павел Меринов. Аудитория вновь погрузилась в мир рекламы, доклад был посвящен важной и интересной теме: как институт науки репрезентируется в рекламных сообщениях. Как выяснилось, наука изображается в рекламе с разных сторон — в одних сообщениях, например, демонстрируется социальная значимость науки, в других посредством науки создается атмосфера развлечения и веселья. Эксперты живо отреагировали на данный доклад, задавшись множеством вопросов. Как рекламировать науку как таковую? Как различать репрезентацию науки от репрезентации техники? А возможно, уже стоит говорить о появлении нового социального института — института рекламы?

Вторую часть мероприятия открыла студентка четвертого курса отделения «Социологии массовой коммуникации» факультета МЖ Екатерина Лыткина (заметим, что она была ведущей данного мероприятия и при этом успевала делать фотоснимки), сообщившая о новых формах общественной солидарности и представившая типологизацию различных точек зрения на данное понятие. Бурное и длительное экспертное обсуждение доклада завершилось выводом о том, что «солидарность» — одно из наиболее многозначных и неопределенных понятий в социологии. Эта тема, по мнению социологов, является очень значимой для современного общества. Следующим докладчиком стал третьекурсник МЖ Сергей Мельников, проследивший эволюцию понятия «массовая культура» в социологии и философии и оценивший перспективы его употребления в сегодняшней действительности. Последней выступающей стала студентка РГГУ Марина Бондаренко, поделившаяся результатами эмпирического исследования о самоопределении личности в сфере театрального искусства.

Замечательно, когда студенческая инициатива находит живой отклик, и ее результатом становятся научные мероприятия высокого уровня. Остается только выразить надежду на то, что подобные встречи послужат стимулом к образованию новых форм межвузовской и внутривузовской научной интеграции, что должно привести к положительным итогам для всех неравнодушных к гуманитарным дисциплинам вообще и социологии в частности.

Организаторы конференции выражают благодарность экспертам за участие в конференции, а также Управлению научной политики МГИМО и лично В.Б. Чернолецкому за помощь в организации мероприятия и надеются на содействие в опубликовании тезисов участников этой научной конференции на портале МГИМО, а лучших текстов выступлений — в «Вестнике МГИМО-Университета».

Сергей МЕЛЬНИКОВ,
студент 3 курса факультета МЖ


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Екатерина ЛЫТКИНА 15