Технологии или реальность формируют имидж государства?

22.04.10

Технологии или реальность формируют имидж государства?

Технологии или реальность формируют имидж государства?

21 апреля Союз израильских студентов (Еврейский клуб) Совета землячеств МГИМО и еврейская молодежная организация «Гилель» при участии проректора по кадровой политике МГИМО Валерия Павловича Воробьева провели круглый стол на тему «Имидж Израиля в современном мире». Присутствовали известные российские и израильские ученые, а также журналисты.

Улучшение международного имиджа государства, ассоциирующегося у большинства жителей планеты с такими понятиями, как «конфликт» и «насилие», стоит первоочередным пунктом повестки дня нынешнего правительства. И оно понятно: имидж приносит дивиденды. Вторая ливанская война 2006 года, когда освещение израильской военной кампании против группировки «Хизбалла» проходило без учета асимметричности конфликта, а также операция «Литой свинец», получившая единодушное неодобрение мирового сообщества — эти сюжеты последних лет существенно сказались на восприятии государства Израиль за рубежом.

Однако, по мнению экспертов, картина гораздо менее однозначна.

«Мы часто слышим, что Израиль проигрывает информационную войну. Но при данных обстоятельствах он очень даже неплохо справляется», — традиционно эпатажным тезисом начал свое выступление израильский ученый и социолог Алек Эпштейн, частый гость Еврейского клуба Совета землячеств МГИМО.

Действительно, буквально двадцать лет назад ситуация была намного хуже: у Израиля не было дипломатических отношений ни с одним арабо-мусульманским государством, а заявления по поводу «Литого свинца» не идут ни в какое сравнение с резкой критикой войны 1973 года. Профессор Эпштейн объясняет это явление тем, что израненный террором мир стал лучше понимать, какую политику ведет Израиль.

«Я не сторонник парадигмы, что страны должна сближать общая борьба с терроризмом, — продолжает Эпштейн, — ведь в Чечне террор один, в Израиле — другой. Но оказалось, что другие цивилизованные страны борются с терроризмом ничуть не деликатней Израиля. Однако ему удается вести эту борьбу, сохраняя права и свободы человека: параллельно с „Литым свинцом“, например, в Израиле активно проходили демонстрации против операции.»

Пресс-атташе посольства государства Израиль в РФ Алекс Гольдман-Шайман рассказал, что общественное мнение в России несколько более спокойное, чем в западных странах. Однако и здесь приходится прибегать к определенным мероприятиям общественной дипломатии: пресс-туры и образовательные программы, показывающие другой Израиль — высокотехнологичный и безопасный. Несколько месяцев назад Министерство по делам диаспоры запустило довольно отчаянную программу «гражданской дипломатии», в задумке схожую с комсомольской агиткой: идея заключается в том, чтобы централизованно готовить выезжающих за рубеж израильтян к презентации собственного государства в лучшем виде.

Заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Наргиз Асадова продолжила тему общественной дипломатии, разъяснив для начала некоторые теоретические понятия. «Мягкая сила» (в противовес «тяжелой силе» в виде военного комплекса) — термин, введенный профессором Джозефом Наем из Гарвардской школы управления им. Кеннеди, — это «способность государств достучаться до мира и навязать свое видение». Израилю это, например, удалось в случае с Холокостом, однако современную проблему Ирана общественное мнение воспринимает не так, как Израиль.

«Имидж Израиля за последнее время значительно улучшился, но он достаточно лоскутный, — подвел итог встречи Дмитрий Марьясис, сотрудник Института стран Азии и Африки при МГУ и ведущий круглого стола. — Главной проблемой остается работа с соседями». Он также подчеркнул роль гражданской журналистики и новых медиа-блогов, интернет-изданий, социальных сетей. «Мы имеем возможность сами влиять на имидж Израиля, хоть и на микроуровне. Два-три года назад такое было невозможно».

Так все же: собака виляет хвостом или хвост виляет собакой? Этот давний спор специалистов по внешним связям часто заканчивается одним и тем же: им указывают на объективную реальность. Сколько бы имиджевых дивидендов государство ни получало от умелого управления событиями и общественным мнением, всегда остается то, чего не спрячешь, или то, чего нет. Тут встает вопрос целей и средств: вложения в имидж эффективны в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной они абсолютно не оправданы. Потому что бесконечно делать вид, что что-то строится, невозможно — в конце концов придется предъявить результат.

В этом ключе выступил в заключение профессор Алек Эпштейн: «Каким бы ни было влияние пропагандистских программ, новых медиа или традиционных, факты говорят сами за себя. Если произойдет, например, заключение израильско-сирийского договора, это в большей степени отразится на имидже Израиля, чем организованные усилия по поддержанию облика страны».

Юлия ТАРАНОВА,
студентка 4 курса факультета МЖ


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Вячеслав ЮРКИН 16