5 стран на сундук мертвеца

07.07.10

5 стран на сундук мертвеца

5 стран на сундук мертвеца

Портал МГИМО продолжает онлайн-размещение публикаций газеты «Международник». Внимание! Самые интересные статьи останутся только в печатной версии «Международника», которую вы всегда можете купить за 20 рублей в киосках «Аргумент» в МГИМО.

«Международник» за июнь 2010 года. Автор – Анна СТУПЕНЬКОВА.

5 стран на сундук мертвеца

Поздравляю вас — мы живем в удивительное время: сегодня практически каждый россиянин знаком с настоящим пиратом! Но не спешите на поиски клада в соседском саду: пираты бывают разные. Большинство, конечно, не несут никакой угрозы нашему имуществу и здоровью: они всего лишь пользуются нелицензионным софтом, что принесло России в 2009 году убытки в 2,6 миллиарда долларов.

Но есть и другой «подвид» — и тут уже речь идет не просто о деньгах. Вспомнить только последнюю «встречу»: 16 мая камерунские пираты напали на судно «North Spirit» с российско-украинским экипажем и похитили двоих россиян. Их местонахождение до сих пор неизвестно.

Поневоле задумаешься — в каком же веке мы живем? Дико сознавать, что пиратство, уже, казалось бы, уничтоженное ходом прогресса, вдруг возродилось в 21 веке — причем не в разухабистой песенке про бутылку рома и не в романтичных легендах о пиратских капитанах, а в жестокости, кровожадности и грабежах — в настоящем морском терроре. Поэтому, чтобы придать происходящему хоть в какой-то степени человеческий вид, предлагаю вам понаблюдать за одной увлекательной игрой — игрой в «Пиратов». Ведь что наша жизнь?..

Игровое поле

Самые рискованные для судов зоны, где разгул пиратов достигает наивысшего расцвета, — Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. В 2007 году было захвачено 49 судов с 889 заложниками, из них только семь кораблей находились не в районе Сомали. И это вполне объяснимо. Аденский залив — кратчайший путь из Европы в Азию и один из важнейших маршрутов для мирового судоходства, каждый день здесь проходит до 250 гражданских судов. Пиратам достаточно лишь дождаться подходящей жертвы и атаковать. Но истинные причины пиратства лежат глубже. Еще в древности «морские разбойники» были тесно связаны со своим государством, его политической структурой; разбой на море часто получал поддержку со стороны властей. В Сомали нет единого контролирующего страну правительства, нет армии и полиции, официальная письменность появилась лишь в 1973 году, а годовой ВВП составляет менее 600 долларов на душу на-селения. По сути, Сомали не существует — есть лишь раздробленные непризнанные государства. Страну, где с 1991 года не прекращается гражданская война, захватило несколько бандитских группировок, выдающих себя за «береговую охрану»: «Стражи сомалийских вод» (считается, что группа ответственна за 80% всех нападений), «Национальная добровольческая береговая охрана» (базируется в порту Кисамайо), группа Пунтленд и т. д. Получается, что пиратство для сомалийцев стало способом выживания, а для членов их временного правительства, по мнению многих экспертов, — источником дохода.

Правила игры

Сейчас, как заявил представитель Международного морского бюро, «легче ограбить судно, чем банк». На самом деле — члены экипажей торговых судов не имеют оружия, сократилось их число: если раньше танкером управляла команда из 40–50 человек, то сейчас — из 15–20. Поэтому 14 января 2009 г. 24 государства (сейчас 35 государств) создали «Контактную группу по пиратству в районе берегов Сомали», которая занимается военными, дипломатическими и юридическими вопросами.

Последнее, на данный момент, находится в особо критическом состоянии. Недавний прецедент — «освобождение» сомалийских пиратов, обвиняемых в захвате танкера «Московский университет». Согласно Статье 105 Конвенции ООН по морскому праву, «любое государство может захватить пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на них лиц и захватить находящееся на нем имущество». В то же время, согласно Конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства», пиратов должны судить либо в стране флага судна («Московский университет» шел под либерийским флагом), что достаточно обременительно, либо в государстве, гражданами которой являются подозреваемые. Признаться честно, вряд ли Сомали, в котором практически не развита правоохранительная система, готово к расследованию данного дела. Конвенция также предусматривает суд в «потерпевшем государстве» — стране гражданства захваченного экипажа, чем и собирались воспользоваться российские власти. Но совершенно неожиданно 11 мая появилось сообщение от Министерства обороны РФ об освобождении пленных пиратов за недостаточностью улик. В этот же день сайт somalilandpress.com опубликовал обращение одного из пиратов, где он заявил, что «русские военные расстреляли молодых людей, а затем погрузили их в лодку и отправили в море». Фактически все верно — пиратов «освободили», отпустили. А живыми или мертвыми — уже неважно. «Россия блестяще показала, как нужно поступать с пиратами, — прокомментировал ситуацию посол Сомали Мохаммед Хандули. — Сейчас в Сомали задержано более тысячи человек, обвиняемых в причастности к пиратству. Им светит от 15 лет до пожизненного заключения. Но у нас нет возможности их содержать и судить. Мы согласны на создание международного трибунала по этой проблеме».

А вот согласны ли страны Евросоюза и члены НАТО? Ежегодный ущерб от пиратства составляет около 12–15 млрд. долларов, в качестве выкупов только в прошлом году пиратам заплатили более 150 млн. долларов. На содержание действующего сейчас трибунала в Гааге по делам бывшей Югославии ООН выделила 390 млн. долларов (на 2008—2009 гг.). По расчетам экспертов, содержание трибунала по делам пиратства обошлось бы в разы меньше — 40–60 млн. долларов. В чем же дело? Почему «сильные мира сего» не хотят если не покончить с морским разбоем, то хотя бы снизить его ужасающие показатели? Думается, что единственно верного ответа здесь нет…но кризис мирового сообщества налицо.

Ход игры

Основное действие начинается ночью, когда скорость корабля снижается, а на вахте остается лишь несколько моряков. Пираты базируются на буксирах или рыбацких траулерах, откуда при появлении подходящего судна высаживается вооруженный десант на надувных лодках. Автоматная очередь заставляет экипаж укрыться в надстройке, и — на абордаж! Все решается за 10–20 минут: за это время либо удается захват судна, либо атака прекращается. При этом нападающие выбирают преимущественно низкобортные суда: во-первых, на невысокий борт проще взобраться; во-вторых, такие корабли, как правило, обладают худшей маневренностью и меньшим хо-дом. В случае удачного абордажа пираты могут направить судно в один из ближайших портов, после чего начать переговоры о выкупе.

По сравнению с индонезийскими, сомалийских пиратов можно назвать гуманистами — они захватывают суда с целью наживы, стремясь обойтись без человеческих жертв. Пираты Индонезии нападают реже, но не просто грабят корабли, а и убивают экипаж. Неизвестно, что будет теперь. Вышеупомянутое заявление пиратов на сайте somalilandpress.com заканчивается очень тревожными строками: «Мы осуждаем действия русских и считаем, что они продиктованы расизмом и ненавистью к черным людям. В будущем, если мы захватим русских в плен, их ждет та же судьба, что и они уготовили нашим товарищам». Эти слова заставляют еще больше переживать за судьбу двух российских моряков, похищенных сомалийцами 16 мая.

Результаты

Вспомним опыт 19 века: европейские державы приняли ряд соглашений по борьбе с пиратством — пираты, потеряв поддержку со стороны властей, были почти полностью уничтожены. Существующая система международного права фактически является этой поддержкой для современных «морских разбойников». Пиратство становится выгодным бизнесом. Расходы на снаряжение не так велики по сравнению с доходом, а правовой риск в данных условиях минимален. При таком раскладе мировой рынок пиратства вскоре будет освоен; вполне возможно, что на нем появятся и представители развитых стран — сундук с пиратскими богатствами уж очень заманчив. Игра в «Пиратов» постепенно превращается в «Монополию». И тогда уж точно пиратство станет одной из отраслей мировой экономики.

Хронология самых значимых захватов за 2010 гг.:

2.01.2010 Индийский океан, «Asian Glory», Великобритания, 25 членов экипажа на борту. Экипаж находится в плену.

5.05.2010 Аденский залив, Танкер «Московский университет», на борту 23 члена экипажа. 6 мая 2010 г. экипаж освобожден благодаря действиям БПК «Маршал Шапошников»

12.05.2010 сомалийские пираты захватили в Индийском океане греческое грузовое судно с 26 членами экипажа на борту, которое шло из Украины. Экипаж находится в плену.

16.05.2010 камерунские пираты напали на судно «North Spirit» с российско-украинским экипажем, шедшее под флагом Сент-Винсента и Гренадины. Двое россиян похищены.

По данным Центра по пиратству Международного бюро судоходства, в 2009 году в Мировом океане зафиксировано 406 нападений на суда (рост на 40 процентов к 2008 году).

Пиратам удалось подняться на борт 153 судов, 49 из них были захвачены и 1052 моряка взяты в заложники. На регион Сомали приходится 217 нападений, 47 захваченных судов и 867 плененных моряков.

За первые три месяца 2010 г. в Аденском заливе совершено 32 нападения на суда, захвачено 11, взято в заложники более 200 членов экипажей. Только 20 апреля сомалийские пираты захватили в заложники 77 тайских рыбаков на трех судах, которые вели промысел в Индийском океане.

P. S. 22 мая Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) сообщил о том, что группе переговорщиков удалось вступить в контакт с похитителями двух российских моряков с теплохода «Норд спирит» (North Spirit), передает ИТАР-ТАСС. Детали разговора с похитителями пока не разглашаются.


Распечатать страницу