Модернизация невозможна в обществе потребления?

30.12.10

Модернизация невозможна в обществе потребления?

Модернизация невозможна в обществе потребления?

Размышления Ирины Ролиной, студентки 3 курса Факультета политологии, о смысле и содержании арт-выставки «Рабочие и Философы» в Московской школе управления Сколково в контексте задач модернизации и инновационного развития России.

Интерес к модернизационной и инновационной политике страны, а также к месту Московской школы управления Сколково в ней заставил меня посетить торжественное закрытие российско-французской художественной выставки «Рабочие и Философы», которое состоялось в начале декабря в МШУ Сколково. На закрытии в формате круглого стола была проведена дискуссия на крайне актуальную тему российской действительности «Модернизация невозможна в обществе потребления».

Куратор выставки Александра Фо в каталоге к экспозиции, по моему мнению, очень удачно процитировала мыслителя Хосе Луиса Пардо: «Чтобы запустить механизм общества потребления…возникла педагогика труда, что позволило умерить претензии работников, и педагогика желания, что позволило сделать из граждан покорных потребителей». В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, когда модернизация, с одной стороны, необходима, а с другой, при современном состоянии общества — невозможна. И причиной этому эксперты-искусствоведы считают то, что общество зациклено на удовлетворении простейших потребностей через потребление; следовательно, пассивно и не способно к сопротивлению социальной действительности, которое и должно запустить модернизационный процесс снизу.

Задача современных художников модернистов состоит как раз в том, чтобы дать импульс массам к движению по пути созидательных преобразований. Однако экспертами был сделан вывод, что современное авангарднее искусство не способно к этому, так как оно само является коммерционализированным и включенным в процесс потребления. Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий выразил мнение, что современный художник старается казаться протестным, только для того, чтобы привлечь к себе внимание и продать свои картины, а не для того, чтобы пробудить в массах мыслительный процесс и способность к креативности. При этом художник не имеет цели заявить, против чего или кого направлен протест, и в чем его сущность. Подобная тенденция носит глобальный характер и прослеживается во всем мире. Поэтому в современной России модернизация искусственно навязывается сверху, как посыл от высшей власти, а не идет органично снизу — от народа. В целом, в рамках круглого стола искусствоведы позитивно оценили попытку выставки «Рабочие и Философы» пробудить общество и создать социальный импульс, однако выразили надежду на нарастание его силы.

Особое внимание, участников дискуссии, привлекла работа Ирины Кориной, выполненная в виде колонны из китайских сумок, которыми часто пользуются гастарбайтеры. Данное произведение символизирует то, что процветание сегодняшнего развитого общества построено на дешевом труде рабочих из развивающихся стран, что стало возможным в глобальной экономике. Также многие эксперты отметили произведение Пьера Мальфэта, которое представляет собой длинный брус металлического рельса, испещренный частыми отверстиями в области центра. Рельс является символом современного общества источенного и пустого изнутри, которое вот-вот рухнет.

Довольно интересно, почему для проведения выставки была выбрана Московская школа управления Сколково? На первый взгляд это закономерно, если следовать устойчивым ассоциациям журналистами МШУ Сколково с инновационными проектами страны и известными PR-событиями (например, в связи с визитом А.Шварцнегера в МШУ Сколково). Однако исполнительный директор школы управления Гор Нахапетян в каталоге выставке обосновал создание арт-площадки в Сколково тем, что «жизнь лидера нового поколения должна включать в себя не только профессиональные, но и культурные интересы».
В то же время заместитель исполнительного директора Карина Саликова в личной беседе отметила: «МШУ Сколково реализует программы MBA, и на практике не имеет никакого отношения к инновационной политике страны». Таким образом, устойчивый миф о МШУ Сколково как части инновационного проекта России был подвергнут сомнению. Также на закрытии выставки состоялась презентация ее каталога, нескольких номеров журнала «Логос», посвященных современному искусству, и книга Терри Иглтона «Теория Литературы». В церемонии приняли участие: модератор круглого стола Валерий Анашвили и эксперты Виктор Мизиано, Владимир Паперный, Дмитрий Голынко-Вольфсон, Сергей Зимовец, Борис Кагарлицкий, Михаил Маяцкий, Александр Морозов, Анатолий Осмоловский, Валерий Подорога, Андрей Фоменко, Кети Чухров.

Однако, несмотря на противоречивые мнения организаторов мероприятия, сам факт новых культурных движений, нашедших отражение в выставке, личные впечатления от экспозиции и от дискуссии в целом все же дают основания для надежды на модернизационное будущее страны.

Ирина РОЛИНА, студентка
3 курса Факультета политологии


Распечатать страницу

Фотогалереи