Что, как и почему читаем?

26.10.11

Что, как и почему читаем?

Что, как и почему читаем?

25 октября в зале №5 прошла встреча с Борисом Владимировичем Дубиным, социологом культуры и руководителем отдела социально-политических исследований «Левада-Центра», организованная социологическим клубом «Соло» НСО МГИМО. Тема встречи звучала как «Место литературы в современном российском обществе».

Подбираясь к основной теме, социолог предложил осмыслить место культуры в структуре общественных отношений. По мнению Дубина о культуре как совокупности значений, которые люди используют для интерпретации поведения других, можно говорить только применительно к обществам модерна. Стало быть, рождение литературы и чтения как институтов стало возможным только после того, как образование стало всеобщим и получило распространение печатное слово. Социальная роль писателя появилась в начале XIX века, а позже дифференцировалась. Одних литераторов стало целесообразным называть «проповедники», других — «ориентированными на рынок авторами», третьих — «глашатаями чистого искусства» и так далее.

Переходя к России, Дубин отметил, что Центры социального исследования читательских предпочтений возникли при крупнейших библиотеках страны еще в 1950–1960 годы. Структура чтения современного россиянина радикально изменилась после распада СССР, о чем говорят данные социологических опросов. Если в перестроечный период взлетела популярность толстых журналов, то уже к 1992 году она сошла на нет. Что касается книг, то интересен парадокс: книгоиздательство перешло в частные руки, разнообразился книжный рынок, а читать стали меньше. Например, в 1990-м году 29% россиян называли себя активными читателями книг, а на сегодняшний день этот процент снизился до восемнадцати. Если двадцать лет назад 40% признались в том, что не читают книг, то сейчас уже две трети россиян не считают нужным регулярно обращаться к литературе.

По словам Дубина, российский литературный процесс, как производство, так и потребление, не имеет линейной всеохватной организации, а строится по принципу кружков. Этим литература не отличается от других институтов. Проблемы раздробленности населения, отсутствия межгрупповых авторитетов и коллективной идентичности актуальна для России последних лет.

Растущая тенденция использования электронных книг также нашла отражение в лекции Дубина. Исследования показали, что люди, пользующиеся электронными книгами, читают больше литературы в целом. Поэтому цифровой аналог книги не вытеснит бумажный — они будут сосуществовать, как это делают живопись и фотография, кино и театр. Из негативных моментов Дубин рассказал об упадке классических библиотек, которые вскоре, вероятно, станут частью истории. А если процесс коммуникации будет становиться все более технологичным и субъективным, то велик риск того, что литература как область знаний станет не нужна — придется думать о том, как поступать с учителями литературы, критиками и другими профессиями, обслуживающими этот вид искусства.

Напоследок Дубин изложил основной закон современной культуры, заключающийся в одном слове: метаморфозы (или преображения). Из этого исходила и цитата из Германа Гессе, которой социолог завершил встречу: «Так в путь, и все отдай за обновленье!»

Владимир ДИНГЕС,
студент 1 курса факультета МЖ,
социологический клуб «Соло»

Фото: Арина Сивакова
Фото: Арина Сивакова


Распечатать страницу