Искусство говорить

03.11.11

Искусство говорить

Умение общаться — важнейшая составляющая успеха не только дипломата, но и любого другого специалиста, чья подготовка ведется в нашем университете. Именно поэтому тренинг по искусству делового общения, организованный Студенческим союзом в МГИМО 1 ноября, оказался таким востребованным среди студентов.

Молодой энергичный преподаватель школы ораторского искусства «Игрокс» Александр Петрищев сразу потребовал от зала активности: спросил, о чём присутствующие хотели бы узнать. Студентов интересовали методы убеждения, расположения к себе собеседника, умение правильно себя преподнести.

«Общение — основа любых отношений», — заявил Александр. — «А в общении важней всего — уверенность. Вот даже сейчас, каждый из вас хочет предложить тему для нашей беседы, но не все решаются. Задумайтесь над тем, что вам мешает».

Чтобы создать более тёплую атмосферу и заставить собравшихся почувствовать себя одной командой, тренер провёл небольшую разминку на внимательность. Нужно было «поймать хлопок», внимательно наблюдая за его движениями. Но оказалось, что даже эта простая игра была не развлечением, а способом доказать, что «Дело в мелочах. Всё строится и рушится на внимательности».

После этого Александр перешёл к основной теме встречи, которую можно сформулировать как «Интерпретация и умение эффективно интерпретировать». Этот простой навык поможет научиться преодолевать конфликты, контролировать эмоции и влиять на собеседника.

Существует факт и его интерпретация. Очень часто мы оказываемся заложниками собственных предубеждений. Интерпретации могут быть негативными, позитивными, психотерапевтическими и деловыми. Можно разобрать эти виды на простом примере: мальчик не дал соседу по парте линейку, и тот затеял с ним из-за этого драку. Как действовать в этой ситуации мальчику, его родителям? Согласно интерпретациям есть 4 пути.

  1. Негативная интерпретация. В школах — бардак, драки. Немедленно нужно идти к директору, ругаться и ставить вопрос об исключении драчуна или переводе сына в другую школу.
  2. Позитивная интерпретация. Мальчик научился стоять за себя, пусть и подравшись. Но лучше сейчас, отделавшись парой ссадин, чем в двадцать лет, когда без переломов бы вряд ли обошлось.
  3. Психотерапевтическая. Возможно, у того драчливого мальчика какие-то проблемы в семье. Ему не хватает внимания, и поэтому он ведёт себя так.
  4. Деловая интерпретация тут вряд ли уместна, но она заключается в ведении официальных переговоров, и документальном урегулировании конфликта.

Эта ситуация имела место в реальности. Разрешилась же она тем, что на следующий день мальчик просто подарил однокласснику новую линейку, и они стали лучшими друзьями. То есть он выбрал психотерапевтическую интерпретацию. А остановись он на другой, всё могло бы сложиться иначе, и не факт, что закончилось бы миром.

Человек, управляющий интерпретациями, управляет собой. И красноречивость возникает только тогда, когда он правильно воспринимает ситуацию.

Теперь о красноречии. Чтобы ваша речь привлекала собеседника, была понятна и интересна, нужно уметь обогащать её метафорами. Это непросто, но имеет поразительный эффект. Доказать это Александру не составило большого труда: он попросил присутствующих разбиться на пары. В течении 4 минут один должен был убеждать другого, что ему, к примеру, непременно следует побриться на лысо. Сложность же заключалась в том, что собеседник каждые 15 секунд произносил любое слово, а доказывающий должен был органично вплести его в свой рассказ. Если учесть, что радикальная смена причёски и кафельная плитка мало чем связаны, становится очевидно, что задание было не только забавным, но и весьма непростым. Но это отличная тренировка сообразительности, спонтанной речи и генерации метафор.

В заключении Александр рассказал студентам известную притчу в подтверждение того, что жизнь такая, какой её видим мы. Интерпретация меняет даже факты. Она может заставить человека отчаяться или наоборот, вдохновить его:

«Однажды странник увидел двух строителей с тележками, полными камней. Он спросил одного, злобного, уставшего, вытирающего пот со лба мозолистой ладонью:

— Что ты делаешь?

— Не видишь — тащу камни вон на ту гору, — огрызнулся тот.

— А что делаешь ты? — спросил странник другого, тоже уставшего, но одухотворённого, с улыбкой на устах, мужчину.

— Видишь ту гору? — ответил он. — Скоро на ней будет храм. И я его строю».

Гульнара ЗАХАРОВА, студентка 1 курса ФП
отдел СМИ и PR Студенческого союза


Распечатать страницу