Париж глазами шести

19.12.11

Париж глазами шести

Париж глазами шести

Клуб «Киносреда» МГИМО подарил истинным любителям и ценителям французского кинематографа показ одного из первых фильмов, воплотивших в себе черты «новой волны» середины 20 века, — альманах киноновелл «Париж глазами шести» (1965).

Всем и всему дан свой срок, определенный промежуток времени на существование, развитие, реализацию. Ценности, предпочтения, взгляды людей постоянно меняются, «эволюционируют». Под влиянием этого общество часто отказывается от устоявшихся и уже исчерпавших себя жизненных принципов и явлений, требуя чего-то нового и усовершенствованного.

По этой причине — жажде нововведений — постоянно видоизменяется одна из главных отраслей человеческой деятельности — кинематография. Именно поэтому, например, в пятидесятых годах во французском кинематографе родилось такое направление как «новая волна», в корне изменившее общественное мнение и сознание. Рождение этого течения позволило молодым талантливым режиссерам, которые были против коммерческих фильмов, далеких от реальности, создать новые художественные приемы: импровизацию, съемки скрытой камерой, использование непрофессиональных актеров и случаев из жизни.

Один из первых фильмов, воплотивших в себе черты «новизны», стал альманах «Париж глазами шести» (1965), просмотр которого был «подарен» 15 декабря киностудией «Киносреда» МГИМО его студентам и преподавателям — истинным любителям и ценителям французского кинематографа.

Началось мероприятие с приветственного слова Ретунской Елены — редактора Московского дома кино. Поблагодарив всех зрителей за присутствие и раздав пригласительные билеты в Дом кино, организатор мероприятия сказала несколько слов об альманахе.

По словам Ретунской, «Париж глазами шести» отличается от современных короткометражных фильмов одной важной особенностью — наличием сюжета, идеи. «В этом фильме изображен и город — место действия, и город — символ, и город — атмосфера. И каждая „глава“ его посвящена определенному кварталу Парижа», — отметила Елена. Выражая свое мнение об этом альманахе, организатор просмотра сказала: «Эта картина любопытна, потому что она показывает, с одной стороны, Париж 60-х годов, с другой стороны, — явление „новой волны“ с характерным для него стремлением к реализму». Ретунская определила фильм как собрание «мастерски сделанных миниатюр», сочетающих в себе юмор и социальность. Пожелав присутствующим хорошо провести время наедине с Парижем, организатор мероприятия выключила свет, и просмотр начался.

Начался альманах новеллой «Сен-Жермен-де-Пре», снятой режиссером Жаном Душе. Действия развиваются в квартале, «расположившемся вокруг самой древней церкви Парижа» и отличающемся «художественным и литературным духом».

Первая часть альманаха повествует о молодой и наивной американской студентке, приехавшей во Францию учиться живописи. Но, попав в сети истинного парижского ловеласа, девушка разочаровывается во французских мужчинах. Эта грустная история сопровождается прогулкой по улицам квартала Сен-Жермен-де-Пре, знаменитыми старинными архитектурными сооружениями, художественными галереями и антикварными лавками.

События следующей новеллы, снятой Жаном Рушем, разворачиваются неподалеку от Северного вокзала. Молодая пара ссорится за завтраком: жена упрекает мужа в том, что он перестал быть для нее «тайной», что в их жизни не происходит ничего интересного. Она мечтает о путешествиях, об «убаюкивающем голосе стюардессы», а в реальности ее жизнь — это рутинная работа и раздражающая, неожиданно развернувшаяся под окнами их дома, стройка. Между супругами возникает конфликт, и жена с возгласом «Не жди меня сегодня! Я не желаю жить с хамом!», выбегает из дома. Ее путь на работу лежит через Северный вокзал, где судьба преподносит ей подарок: молодой мужчина, желая познакомиться с этой «красивой незнакомкой», приглашает ее поехать с ним куда глаза глядят, уехать от этих проблем. Но девушка отвечает отказом. Тогда мужчина, сказав, что это был его последний шанс, бросается с моста под поезд…

Действие третьей истории происходит на улице Сен-Дени, известной как место с высоким уровенем преступности. Сюжет этой новеллы незамысловат: бедный молодой человек, зарабатывающий мытьем посуды, приводит к себе домой женщину с улицы Сен-Дени. «Дама» оказывается голодна и просит для начала накормить ее ужином, во время которого герои рассказывают друг другу о своем непростом существовании…

Четвертая новелла была снята Эриком Ромером на Площади Звезды. Главный герой — продавец магазина мужской одежды — в уличной потасовке случайно ударяет противника зонтом, после чего тот падает замертво на землю. Испуганный продавец со всех ног бежит с «места преступления», следующие два месяца прячась и ежедневно покупая местную газету, в ожидании увидеть там заметку о поиске преступника. Но однажды в вагоне метро он встречает того самого задиру живым и невредимым…

Следующая история — «Монпарнас и Леваллуа», в которой Жан-Люк Годар рассказывает историю молодой несчастной женщины. Она встречается сразу с двумя мужчинами и один раз попадается на том, что в письмах, написанных ее любовникам, путает адресатов. Решив рассказать каждому из них о наличии второго любовника, с надеждой на то, что хотя бы один ее должен простить, она идет к ним. Однако мужчины оказываются жестоки и непримиримы: они по очереди выгоняют ее из своих мастерских и вычеркивают из жизни. И, как того следовало ожидать, выясняется, что адресатов она не перепутала…

Сюжет последней истории («Ла Мюэт») принадлежит Клоду Шабролю. Герои — эгоистичная, занятая только своим внешним видом мать, отец, изменяющий за ее спиной с горничной, сын-школьник, который становится свидетелем постоянных скандалов родителей. Устав от этого, не желая больше видеть и слышать всего происходящего в доме, мальчик начинает пользоваться «затычками» для ушей. И его мир преображается: становится спокойным и тихим. И когда его мать погибает из-за несчастного случая, он не приходит ей на помощь: он не слышит не только ссор, но и криков о помощи…

Альманах «Париж глазами шести» — сочетание смешных, саркастических и немного грустных историй в реальных декорациях столицы Франции. Это повествование о жизни богатых и бедных, интеллектуалов и простаков, жен и мужей, чудаков и обывателей. И в каждой из новелл зритель узнает себя… А это (возможность посмотреть на себя со стороны) — самое главное достоинство любого фильма.

Благодаря просмотру этой киноленты студенты и преподаватели МГИМО, несомненно, еще сильнее полюбили французский кинематограф!

Яна СТРЕМУЖЕВСКАЯ,
студентка 1 курса факультета МЖ


Распечатать страницу