Звезда балета в МГИМО

11.03.12

Звезда балета в МГИМО

Звезда балета в МГИМО

6 марта МГИМО посетил Николай Цискаридзе. Студенты и преподаватели задали гостю множество вопросов, как о балете, так и о его жизни. Николай Максимович много шутил и перемежал ответы на вопросы различными балетными историями.

Встреча началась со вступительного слова Николая Максимовича. Он сказал, что с удовольствием поделится всеми своими знаниями о балете и выразил надежду на то, что студенты МГИМО, окончив университет, приложат значительные усилия для сохранения сложившихся в нашей стране традиций образования в области культуры и искусства, в том числе и балета.

Хотя Николай Максимович признал, что в балете довольно-таки мало от искусства и творчества: для того, чтобы танцевать, нужно иметь сознание киллера. Если от олимпийских чемпионов никто не требует постоянного подтверждения их рекордов, то танцоры балета должны выверено и точно повторять свои подвиги на каждом выступлении. «У нас нет права на ошибку, нам их не прощают».

Ироничным и разочарованным тоном Николай Максимович говорил о Большом театре. Нет ничего на свете страшнее, чем атмосфера этого театра: на его месте во времена Ивана Грозного было кладбище, на котором хоронили чумных во время эпидемии, и, к сожалению, эта энергия чумного кладбища никуда не делась. На вопрос о конфликте с Большим театром, Николай Максимович сказал, что он, наверное, не закончится никогда, и пошутил, вспомнив, как сказала одна его приятельница-критик: «Николай, я вас поздравляю, — вас выживают. Этим поступком они сделали вас легендарным, потому что так всегда поступают с самыми великими артистами этого театра».

На вопрос, если бы у Николая Максимовича была дочь, отпустил ли бы он ее танцевать в Большом театре, он категорично ответил, что приложил бы все усилия, чтобы отговорить своих детей от этой тяжелой и сложной профессии.

Но нужно отметить, что рассказывая о страстях и страданиях профессиональных танцоров, Николай Максимович рассуждал об этом как о чем-то самом собой разумеющемся и не сгущал краски. Он постоянно шутил, например, рассказал историю о тоненькой девочке-балерине, которая на гастролях поразила принимающую сторону тем, что съела стейк большего размера, чем она сама, и не наелась. Такой аппетит Николай Максимович объяснил тем, что балетные выступления — занятия очень энергозатратные и требуют большого количества калорий. Великий танцор признался, что и сам очень любит поесть, например, жареную картошку с пивом и хлебом, и ограничивает себя только во время отпуска.

Очень остроумно Николай Максимович парировал вопрос о том, почему до сих пор не женат: «Все вокруг так бурно разводятся, — а я человек жадный, и никому ничего не хочу отдавать».

Николай Максимович отметил, что очень ценит в людях чувство юмора — без него так страшно и скучно жить. Во время последнего визита принцессы Дианы в Москву, Николай Максимович танцевал балет «Сильфида», суть которого была в том, что злая колдунья погубила главного героя. По протоколу Диана должна была после спектакля пройти за кулисы и каждому участнику выразить благодарность и сказать что-нибудь о спектакле. А это был как раз момент, когда она только развелась, 1995 год, и когда Диана дошла до исполнительницы отрицательного персонажа, она пожала ей руку и сказала: «А вы вот точно знаете, как поступать с мужчинами».

На вопрос о счастье, гость университета все тем же ироничным тоном ответил, что скорее счастлив. «Ведь смотря что считать счастьем: иногда ешь мороженое — и так хорошо, а иногда ешь мороженое — и так плохо».

В ответ на вопрос о том, как Николай Максимович будет зарабатывать, когда перестанет заниматься балетом, он отшутился, что будет вышивать салфетки. В те времена, когда он учился балету, пуанты были очень дорогие, по 10 рублей, и они все время рвались, потому что полы были деревянные, без специального покрытия. Поэтому в балетной школе все всегда штопали обувь в каждую свободную минуту. Потом для Николая Максимовича это перестало быть необходимым, но осталась привычка что-нибудь шить, и он занялся вышиванием на салфетках.

И одним из последних стал вопрос о том, что лучше посмотреть тому, кто в первый раз идет на балет. Новичку лучше начать с шаблонных вещей: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», — так как балет надо научиться понимать. В балетном училище у Николая Максимовича был одноклассник, которого родители в 14 лет впервые повели смотреть балет на «Ивана Грозного» — очень серьезную и сложную постановку с музыкой Прокофьева. Вернувшись, мальчик жаловался, «какая же это гадость», и был в ужасе. Поэтому лучше, конечно, сначала воспринять классическое искусство, а потом, если понравится, будет возможность посмотреть еще много интересного.

Юлия ТРИШАНКОВА,
Управление интернет-политики


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Игорь ЛИЛЕЕВ 15