Николай Усков: путь от медиевиста в медиамагнаты

04.04.12

Николай Усков: путь от медиевиста в медиамагнаты

Николай Усков: путь от медиевиста в медиамагнаты

Со студентами МГИМО встретился известный журналист, президент медиагруппы «Живи!» Николай Усков. На правах историка он рассказал студентам о современном этапе истории России, а будучи известным журналистом, поделился с будущими международниками секретами успеха.

Николай Усков — фигура весьма неоднозначная и многогранная: историк-медиевист, кандидат наук, успешный журналист, экс-главный редактор журналов Men’s Health и GQ, икона стиля, президент медиагруппы Михаила Прохорова «Живи!», руководитель проектов «Сноб», «Русский пионер» и F5. Дерзкий блогер, острослов и просто умняга — как только не называют его в СМИ!

В ожидании гостя студенты гадали, что же им предстоит: ничего себе, целый дважды главный редактор модных журналов, руководитель снобистов и вождь «русской пионерии» к нам пожалует! На деле все оказалось совсем иначе.

Гость появился в зале за пять минут до официального начала встречи: то ли точность — вежливость медиамагнатов, то ли сказывается многолетняя преподавательская привычка. Человек за кафедрой в костюме и галстуке, доброжелательный и улыбчивый больше походил на типичного молодого преподавателя МГИМО.

Начиная свое выступление, Николай Усков скромно отметил, что даже как-то неудобно называть свой жизненный путь историей успеха: «конечно, судьба каждого из нас зависит от того, что дали родители, от собственных усилий и желаний, но крайне много — от случайности и интуиции».

Известный журналист рассказал, как начиналась его карьера: «На первом курсе после двух неудачных романов я принял стратегическое решение, что библиотека — мой единственный роман на ближайшее время». Тогда же Усков понял, что умным быть модно: «все вокруг бухали, а я сидел и читал латинские тексты — я чувствовал себя крутым!» Закончив обучение, Н. Усков девять лет преподавал историю средних веков в МГУ, пока однажды не осознал, что медиевистика ему больше неинтересна.

Поворотный момент в своей жизни Усков описывает так: «однажды мне позвонил Саша Маленков (будущий редактор журнала Maxim), который искал способного помощника в интернет проект. И я предложил ему в качестве такого помощника себя». Журналистская карьера Николая развивалась стремительно: оказавшись в правильное время и на своем месте, он сначала возглавил Men’s Health, а меньше, чем через год получил предложение от журнала GQ. Лучшему мужскому журналу Усков посвятил восемь лет жизни, пока однажды не задумался: куда же расти дальше, если уже работаешь в «одном из лучших в мире журналов»?

Но и тут интуиция и умение следовать своей судьбе не подвело Николая. Дело в том, что работая в GQ, он познакомился и подружился с Михаилом Прохоровым. Взгляды будущего кандидата в президенты оказались близки Николаю Ускову, и когда бизнесмен предложил ему возглавить медиагруппу «Живи!», журналист с радостью согласился. «Несомненно, эта работа — самая многогранная и разнообразная из всей, какой я когда-либо занимался, — счастливо улыбается Николай, — сейчас я очень доволен тем, как развиваются события. Я занимаюсь мультимедийными проектами, это особый формат, который отвечают запросам современного общества гораздо больше, чем печатные глянцевые журналы».

Закончив с жизнеописательной частью своего выступления, журналист перешел к непосредственному общению с залом. Оробевшие студенты быстро освоились, и вопросы посыпались один за другим: жизнь после выборов, цензура в СМИ, судьба Ходорковского, оранжевая угроза и перспектива революции в России, и желание разгадать формулу успеха. Тематически все множество вопросов можно разделить на две большие группы: «что же будет с Родиной и с нами» и «как стать таким как вы»?

Николай Усков рассказал студентам, что любой реальной революции всегда предшествует революция медийная: также как появление книгопечатания предшествовало Реформации. «Как раз сейчас мы вступили в эпоху, когда катализатором перемен становятся социальные сети, особенно Facebook и Twitter. Они уже показали себя как успешные организаторы массового протеста в декабре 2011-го и начале этого года». Однако, «чтобы произошла настоящая революция, нужно критическое недовольство. Сейчас же недовольство скорее эстетическое: это недовольство людей образованных, просвещенных и обеспеченных. Они не готовы стоять до конца, — считает известный журналист, и добавляет, — на самом деле России нужна не революция, а эволюция: мы не хотим все разрушить, мы хотим просто убраться дома. Поэтому хочется надеяться, что Путин понимает ситуацию и пойдет на какой-то компромисс с обществом. Сегодня же власть пока распространяет миф об „оранжевой угрозе“, на самом деле это лишь пропагандистский ход, искусственное создание образа врага».

Что же касательно особенностей наших СМИ, то проблема российского телевидения, по мнению специалиста, не в цензуре «сверху», «наша беда — цензура „снизу“: масса зрителей предпочитает расчлененку, а доброе, светлое и прекрасное люди смотреть не хотят!». В нашей стране думающая аудитория очень мала, посетовал журналист. Это весьма наглядно демонстрируют рейтинги таких каналов, как Discovery или «Культура», а также небольшие тиражи серьезных печатных изданий.

Отвечая на вопрос, а не страшно ли вот так однажды бросить свою профессию и заняться чем-то новым, историк Усков процитировал студентам Екатерину Вторую и Наполеона. «Счастье не так слепо, как его себе представляют: часто оно бывает следствием длинного ряда мер…», — лукаво улыбнулся журналист. «А еще один принцип по жизни — ввязаться в сражение, а там видно будет. Правда, для этого нужно все-таки быть немножко наполеоном», — смеясь продолжил он.

Не обошлось и без вопросов о рецепте счастья и формуле успеха. В ответ президент медиагруппы «Живи!» пожимает плечами: «секрет прост: успех придет, если занимаешься тем, что действительно нравится». На прощание Николай Усков пожелал студентам неравнодушно относиться к тому, что нас окружает, и больше доверять себе.

Екатерина КУБЫШКИНА,
Управление интернет-политики


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Виктор КАСАТКИН 32