А.Кудрявцев: «Бизнес FMCG создается не в офисах, а в торговых точках»

19.02.15

А.Кудрявцев: «Бизнес FMCG создается не в офисах, а в торговых точках»

А.Кудрявцев: «Бизнес FMCG создается не в офисах, а в торговых точках»

16 февраля в МГИМО прошла обзорная лекция по рынку товаров FMCG, организованная Бизнес-клубом в рамках цикла встреч, посвященных данной отрасли. Студенты узнали, что представляет собой сектор FMCG и с какими подводными камнями придется столкнуться тем, кто захочет строить карьеру в этой сфере.

С рынком товаров повседневного спроса — FMCG (от англ. «fast moving consumer goods») слушателей познакомили Антон Кудрявцев, директор по стратегии PepsiCo в России и Иван Котов, управляющий директор The Boston Consulting Group, глава экспертной практики BCG в сфере потребительских товаров и розничной торговли в СНГ.

Для начала спикеры рассказали о своем карьерном опыте. Антон Кудрявцев — выпускник МГИМО, работал в сфере аудита, затем сменил направление деятельности в «Вимм-Билль-Данн», вошедшей в группу компаний PepsiCo в 2011 году. Сегодня Антон занимается разработкой и корректировкой стратегии компании на последующие пять лет и определением приоритетных направлений бизнеса. Очень важная часть работы — это доведение основных стратегических задач до сотрудников компании на различных уровнях. Иван Котов получил образование в США, имеет богатый опыт работы в разных сферах: в ритейле, в автомобильной индустрии, малом бизнесе, был директором по производству компании Tchibo, а сегодня занимает позицию управляющего директора The Boston Consulting Group.

С товарами группы FMCG мы сталкиваемся ежедневно, когда утром чистим зубы или открываем упаковку йогурта. Все эти продукты (бытовая химия, продукты питания, сигареты, алкоголь и т. д.) имеют короткий жизненный цикл, стоят относительно дешево и быстро продаются. Поэтому обычно при их продаже компания не получает сверхприбыли, а в связи с жесткой и постоянно растущей конкуренцией в сегменте товарооборот должен постоянно увеличиваться, чтобы приносить доход. Что нужно делать, чтобы эффективно представить и продать товар? В FMCG нужно тщательно отрабатывать все стадии продвижения продукта — от производства до покупателя. Задача маркетинга FMCG — сформировать у потребителя устойчивую, зачастую неосознанную или быстро осознаваемую необходимость в покупке товаров данного сегмента. Очень важную роль, по мнению спикеров, играет мерчандайзинг. «Бизнес FMCG создается не в офисах, а в торговых точках», — отметил А.Кудрявцев. Выбор определенного продукта и его расположение на торговой полке обусловлены рядом причин, все это так называемые уловки мерчандайзинга. Специалисты основываются на данных, согласно которым большинство людей правши, и в первую очередь обращают внимание на начало правой полки, выбирая товары, расположенные на уровне глаз. Кроме того, потребители предпочитают известные бренды, поэтому место рядом с популярным товаром сулит большую прибыль.

Немаловажную роль на рынке FMCG приобретает возрастающая конкуренция. Компании вынуждены вести борьбу за покупателей по двум фронтам: за полку ритейла и за сердце потребителя. Нередко эта борьба перерастает в настоящие войны между компаниями: спикеры обратили внимание на извечную конкуренцию между PepsiCo и Coca-Cola. Особенно любопытно соперничество брендов разворачивается в США, где разрешена сравнительная реклама. Чтобы одержать победу на этом поле конкурентной борьбы необходимо правильно выстраивать стратегию бренда, иначе говоря «создавать эмоциональную связь между производителем и потребителем, которая нивелирует угрозу появления новых конкурентов», — пояснили спикеры.

По просьбе слушателей заключительную часть мероприятия гости посвятили более подробному рассказу о компании PepsiCo и карьерных возможностях.

Портал МГИМО


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Екатерина КУБЫШКИНА, Анастасия БУЕВА 20