В.Садовин: «Основа любого сервиса — люди»

22.04.15

В.Садовин: «Основа любого сервиса — люди»

В.Садовин: «Основа любого сервиса — люди»

21 апреля МГИМО посетил генеральный директор сети «Азбука вкуса», партнер Фонда развития МГИМО Владимир Садовин. Он рассказал студентам о специфике премиум-сегмента и о том, как управлять одной из наиболее динамично развивающихся компаний розничного сектора. Мероприятие состоялось в рамках курса лекций по ритейлу, организованных Бизнес-клубом МГИМО при поддержке Фонда развития.

Владимир Садовин — выпускник нашего университета (МЭО’95). В 2002 году стал директором по маркетингу сети супермаркетов «Азбука Вкуса», а уже в 2004 году возглавил компанию. Он неоднократно признавался одним из наиболее профессиональных руководителей в сфере торговли. Так, в 2008 году В.Садовин признан победителем в номинации «Розничные сети» в международном конкурсе «Предприниматель года», организованном всемирно известной аудиторской и консалтинговой компанией Ernst&Young. Дважды (в 2007 и 2009 годах) Ассоциация Менеджеров и газета «КоммерсантЪ» включили Владимира Садовина в итоговый список наиболее профессиональных руководителей в ритейле.

Своим профессиональным опытом и знаниями В.Садовин поделился со студентами МГИМО. По его словам, чтобы добиться успеха на рынке, основным девизом компании должен стать лозунг «быть лучше всех». Но как понять, по каким критериям сравнивать? Владимир пояснил: «Мы никогда не победим ценами: ты всегда должен чем-то отличатся. Если ты будешь лучше всех, если у тебя будет лучший персонал, если ты будешь лучший в отборе продуктов, то этим ты будешь отличаться. И даже если ты не будешь самый дешевый, люди к тебе потянутся».

Самое главное отличие «Азбуки вкуса» от других супермаркетов — ассортимент. По сравнению с другими игроками на рынке, компания В.Садовина предлагает своим покупателям только свежие продукты и отвечает за их качество. Конечно, торговля замороженной продукцией может оказаться гораздо более выгодной по причине уменьшения издержек, но для «Азбуки вкуса» очень важно сохранить «своего» покупателя, отметил спикер. По этой же причине компания строго следит за качеством продуктов, для этого был создан специальный департамент качества, руководитель которого подчиняется лично генеральному директору. «Основной концепт „Азбуки“ — вы можете жаловаться на нас где угодно», — подчеркнул Владимир. Это значит, что любое обращение, оставленное даже в социальных сетях, будет обнаружено и рассмотрено соответствующим образом.

Ни для кого не секрет, что рядовой покупатель, особенно сегодня, в первую очередь обращает внимание на ценник товара. Но как супермаркету выстоять в конкурентной борьбе, если его ценник никогда не был и не будет ниже, чем у соседей? «Если ты не можешь быть самым дешевым, ты должен продавать то, что покупатель не может сравнить ни с кем другим», — раскрыл секрет В.Садовин. Поэтому «Азбука вкуса» активно развивает собственные марки, отдел кулинарии, напрямую сотрудничает с фермерами, ищет новых поставщиков, что в условиях кризиса особенно важно. Говоря о современной экономической ситуации, Владимир Садовин не мог обойти вниманием такую сложную, но актуальную тему, как импортозамещение. Его прогноз оказался неутешительным: «Без комплексной продуманной поддержки государством сельского хозяйства, фермерского производства не будет никакого импортозамещения в секторе продуктов питания». По его словам, дешевизна отечественной продукции была лишь иллюзией. «Цены поднялись именно потому, что рынок заполонили российские товары», — подытожил гость.

Но, несмотря на кризис и эмбарго, есть непреходящие вещи: «Основа любого сервиса — люди», — подчеркнул спикер. По мнению В.Садовина, ритейлу приходится нелегко: сегодня для того, чтобы стать продавцом, не нужно иметь никакого соответствующего образования. Компаниям приходится нанимать людей, которые ничего не умеют и не имеют, кроме желания работать и зарабатывать. Одно из правил «Азбуки вкуса» — не выпускать нового сотрудника в торговый зал без минимального двухнедельного обучения. Владимир даже признался, что к нему часто обращаются представители других розничных сетей с просьбой: «Научите наших продавцов улыбаться!». Персонал — это самый важный актив, которым располагает компания, и «Азбука вкуса» гордится своим сервисом.

Портал МГИМО


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Екатерина КУБЫШКИНА 11