Бизнес-клуб продолжает курс по предпринимательству

17.11.15

Бизнес-клуб продолжает курс по предпринимательству

10 ноября состоялась одна из лекций курса по основам предпринимательства. Спикером выступил основатель и президент НПФ «Европейский пенсионный фонд» Алексей Булавин. В рамках лекции он рассказал, как начать бизнес, как инвесторы оценивают те или иные проекты, как происходит финансирование.

Алексей начал лекцию с вопроса «Кто хочет начать свой бизнес?». Большинство из присутствующих слушателей подняли руки. «Свой бизнес — это интересно. И я рад, что многих интересует именно такое направление», — поделился Алексей. В современном мире быть предпринимателем очень выгодно: с одной стороны, это творческий подход к серьезной работе, с другой — рациональный и выгодный путь развития, поскольку человек в первую очередь развивает самого себя, а не команду из нескольких десятков человек, как это происходит в корпоративной среде. В современном мире среди молодежи все больше наблюдается тенденция к созданию собственного дела. Раньше выпускники крупнейших университетов стремились попасть в Goldman Sachs, а сейчас большинство ставит целью работать или в IT-сфере, или начать свой бизнес.

В ходе лекции спикер подробно разобрал основополагающие элементы бизнеса: идею, команду и ресурсы. «Если есть идея и команда, то деньги найдутся», — заметил Алексей. Рассказывая историю своего бизнеса, спикер обратил внимание на то, как «Европейскому пенсионному фонду» в кратчайшие сроки (за пять лет) удалось преодолеть все этапы: сегодня его компания стала полноценным игроком на рынке с активами в более чем 140 млрд рублей. Инвестиционный бизнес, по словам спикера, является особенно интересным: постоянное стремление расширяться и запускать новые филиалы дает возможность путешествовать и открывать что-то новое, прежде всего для самого себя.

Однако есть ряд аспектов, о которых нельзя забывать в процессе создания своего дела. «В первую очередь, нужно помнить о спросе и предложении», — говорит Алексей. Когда есть бизнес-идея, надо понимать, будет ли она эффективна? Основной задачей будущего предпринимателя становится поиск того, на чем можно заработать, что может являться добавочной стоимостью. Также очень важно представлять свои будущие конкурентные преимущества, чтобы суметь продать то, что вы хотите.
Другим важным аспектом является доходность стартапа. Чем более рискованна идея, тем выше риск того, что она не реализуется. И на данном этапе очень важно представлять риски, которые напрямую будут связаны с доходностью. Результат запуска стартапа может быть перспективным в будущем, однако на этапе разработки и входа на рынок не всем понравится рисковать больше, чем кажется необходимым, и тогда есть вероятность лишиться ресурсов.

Еще одним элементом, о котором стоит помнить при создании стартапа, является ликвидность, имеющая прямое влияние на доходность. Кроме того, механизмом, сильно влияющим на бизнес, является долговой рычаг. Алексей вывел любопытную формулу: «много долгов — много рисков».

Возвращаясь к описанию ключевых составляющих любого бизнеса (идея, команда, ресурсы), спикер обратил внимание слушателей на то, что достаточно только двух элементов, чтобы начать поиски третьего. «Если у вас есть все три элемента, значит, вы можете уже создать свой бизнес, — говорит Алексей, — однако в жизни всегда чего-то не хватает».

Очень важно понимать, что такое команда на самом раннем этапе развития стартапа. Чаще всего это несколько людей, которые обладают достаточными компетенциями, чтобы делать бизнес (речь идет о личностных качествах, в первую очередь). Команда должна быть способная, но обязательно нужен человек, разбирающийся в индустрии, на рынок которой хочет выйти предприниматель. Команда должна включать в себя людей, занятых четкими обязанностями: финансистов, бухгалтеров, юристов. Для серьезного старта достаточно сильной команды из 5–7 человек. «Чтобы выиграть на рынке, нужно конкурентное преимущество. В бизнесе это люди», — поделился спикер.

Далее спикер подробно описал, как должна выглядеть идея. Очень важно проанализировать идею, чтобы были барьеры для входа на рынок, возможность роста. Необходимо понимать, какой может быть основа идеи: например, появление какой-то новой индустрии может спровоцировать создание стартапа. Алексей вспомнил в связи с этим сервис Uber, отреагировавший на изменение внешней среды и изменивший рынок услуг такси.

Безусловно, очень важны финансирование и ресурсы. Модель большого бизнеса всегда должна иметь конечной целью капитализацию: это или продажа всего бизнеса, или только его части, или выход на IPO, что, однако, менее популярно сейчас. Рассказывая про бизнес-план, Алексей обратил внимание на то, что планирование и запуск стартапа должны укладываться в пять лет, это достаточный срок для реализации бизнес-плана. Спикер также в своей лекции обратил внимание на расчетный подход в бизнесе: «О бизнесе надо думать с творческим подходом, но основное — это цифры». В бизнесе важно оценивать рынок, сколько людей, например, он охватывает, сколько людей составляют потенциальную аудиторию спроса.

Завершила лекцию сессия вопросов и ответов.

Будьте первыми — будьте с Бизнес-клубом МГИМО!

Елена РЫБКИНА,
Бизнес-клуб МГИМО



Распечатать страницу