Креативные индустрии: возможности и вызовы глазами выпускников МГИМО

25.10.16

Креативные индустрии: возможности и вызовы глазами выпускников МГИМО

14 октября в рамках фестиваля «МГИМО-Арт» и при поддержке Экономического клуба Oeconomicus проходила экспертная дискуссия «Креативные индустрии: возможности и вызовы глазами выпускников МГИМО».

Основная задача, которая стояла перед экспертами, раскрыв суть понятия «креативная экономика», определить основные тенденции и вызовы на пути развития креативной экономики в России через призму своего профессионального опыта. Каждый из гостей высказал свою точку зрения о проблеме развития креативной экономики в мире и в нашей стране. Модератором дискуссии выступила аспирантка кафедры экономической теории, председатель Экономического клуба МГИМО Алена Долгова.

Право открыть дискуссию было предоставлено Анастасии Трубецкой, представителю агентства «Творческие индустрии». По мнению эксперта, история креативной экономики в определенной стране начинается с того момента, когда государство решает принять участие в ее развитии. В конце 2014 г. и в феврале 2016 г. в России были приняты два законопроекта, закрепляющие основы государственной политики в этой сфере: проект «Основ государственной культурной политики» и «Стратегия государственной культурной политики до 2035 года». Однако до сих пор ни у одного органа власти нет полномочий по регулированию креативной экономики, а отсутствие разграничения полномочий различных органов власти тормозит развитие данной сферы экономики.

Аспирантка кафедры экономической теории, представитель Экономического клуба МГИМО Тамам Гусейнова сделала акцент на особенностях различных типов национальных инновационных систем и примерах пересечения высокотехнологичных и креативных кластеров на одной территории. Главный тезис заключался в том, что каждая территориальная единица имеет свой особенный набор человеческих и природных ресурсов, поэтому не всегда имеет смысл делать упор на развитие промышленности. Первоначальное развитие креативных индустрий может иметь больший положительный эффект на локальный экономический рост и развитие.

Петр Баранов, искусствовед, эксперт в области поддержки российской культуры за рубежом, напомнил собравшимся о печальном положении российского национального культурного наследия. За последние 25 лет в России государство почти не поддерживало искусство. Сейчас в стране наблюдается дефицит выставочных залов. Если в ближайшее время будет открыто много новых мест для выставок, то встанет вопрос: «Что там выставлять?» Другой проблемой является зависимость экспорта российского искусства от одного контрагента: если доля Китая составляет около 85% в структуре экспорта, то, например, в Европе с национальным культурным богатством России почти не знакомы.

Дмитрий Юсов, модератор развития многих музеев, в том числе Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, подчеркнул, что, попадая в музейную сферу из бизнеса, понимаешь, насколько она интересна и притягательна. Современный музей должен стать важной точкой концентрации жизни города, и для этого важно расширять аудиторию музеев, привлекать молодежь, в том числе выставками современного искусства.

Юлия Ейбогина, представитель компании RDI Culture, рассказала об очень интересном проекте по созданию креативной среды в жилищных комплексах. Основной принцип работы компании — «людей не завлекать, а вовлекать в их собственную жизнь». Команда проекта общается с жителями, выявляет запрос на определенные услуги и продукты в области креативной экономики и помогает его удовлетворить, способствуя реализации собственных предпринимательских проектов жителей новых комплексов. Одна из целей такой деятельности — восполнение отсутствия «культурной инфраструктуры» в районах Москвы и Подмосковья.

Как всегда ярко выступила научный руководитель Экономического клуба МГИМО А.Макаренко. Она напомнила о том, что для понимания креативной индустрии очень важно оторваться от стандартного экономического восприятия. Оригинальность — это пятый, не описанный в экономической теории фактор производства и ключевая составляющая креативной экономики. Кроме того, основой креативной экономики является система ценностей, в которой во главе стоит стремление к доверию и благотворительность: «Мир погибнет, если вокруг будут одни акулы».

Артем Герасименко, эксперт Центра стратегических разработок (направление «Пространственное развитие») убежден в том, что один из основных столпов креативной индустрии — это разнообразие. Инициатив должно быть много, «культурная политика невозможна без свободы в широком смысле этого слова». Регулирование рынка не является драйвером роста сектора. Огромное количество инициатив по всей стране, основанных на вере и любви к своему делу, довольно успешно начинают свое развитие без государственного вмешательства. Гораздо важнее для развития таких инициатив человеческий фактор. Эксперт отметил: «Люди находятся внутри проекта; они не делают проект, они и есть этот проект».

Завершая дискуссию, Кирилл Логовский, основатель компании, занимающейся изготовлением изделий и украшений из фарфора, Logovsky Porcelain, сказал, что эмоции — это то, ради чего все делается. Эмоции не только привлекают людей, деньги, но и повышают эффективность деятельности. Креативная индустрия — способ трансляции определенных ценностей, которые влияют на эмоции. Эксперт выразил сожаление, что в среде дипломатов порой недооценивается роль искусства, ведь только поняв ее, люди смогут изменить свою жизнь и жизнь общества.

В результате оживленной дискуссии эксперты выявили ряд вопросов, в ответах на которые мнения оказались очень разными. Что такое культурный продукт? Следует ли усилить государственное вмешательство в сферу креативных индустрий или низкий уровень регулирования имеет больший положительный эффект на ее развитие? Имеет ли смысл перенимать международный опыт, когда суть креативной экономики заключается в особенностях человеческого капитала, накопленного на определенной территории? Ответы на эти и многие другие вопросы было решено искать совместными усилиями в течение учебного года в рамках работы группы «Креативная экономика» Экономического клуба МГИМО. К участию приглашаются все заинтересованные данной тематикой и желающие расширить свои знания в сфере креативных индустрий.

Тамам ГУСЕЙНОВА,
Екатерина КОБЕЛЕВА (1 МИЭП-МЭО)
Экономический клуб МГИМО
Фото: Елена СМИРНОВА



Распечатать страницу