Магистранты обсудили демократию на Ближнем Востоке

15.12.15

Магистранты обсудили демократию на Ближнем Востоке

11 декабря на кафедре языков Ближнего и Среднего Востока состоялась деловая игра в формате круглого стола по теме «Демократия на Ближнем Востоке». В мероприятии приняли участие студенты 1 курса магистратуры по направлениям «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение».

Подобные деловые игры проводятся кафедрой регулярно, однако в этот раз перед ее участниками стояла новая задача: изучить основную тему через призму 13 подтем, варьирующихся от рассмотрения положения и прав женщин в арабском мире до анализа событий 2011 года в Египте. В силу ограниченности времени непосредственно во время круглого стола студентам удалось обсудить только три вопроса, однако фоновые знания позволяли при необходимости привлекать аргументы из смежных тематик.

В качестве председателя игры выступила студентка А.Коркина, которая задала регламент проведения заседания и в дальнейшем модерировала ведение дискуссии. Первой темой для обсуждения стала степень влияния социальных сетей на события «арабской весны». Мнения по этому вопросу среди участников разделились. Некоторые студенты, в частности Д.Пилявский, отмечали значительный уровень проникновения интернета в крупных городах Египта и других арабских стран и исключительную роль социальных сетей в организации и координации демонстраций. В то же время этот тезис опровергали такие участники дискуссии, как Я.Левин и Н.Кожемяк. Последний, например, сконцентрировал внимание присутствовавших на том, что социальные сети в определенной степени можно считать вспомогательным средством в проведении акций протеста, но никак нельзя причислять к ключевым причинам «арабской весны». Н.Барченков постарался вывести предмет дискуссии за пределы влияния только «новых медиа» и отметил особую роль, которую сыграли в протестных событиях традиционные средства массовой информации.

Следующей темой, вынесенной на обсуждение, стала совместимость демократии и исламской доктрины, также вызвавшая оживленные споры. Я.Левин попытался дать определение демократии и пришел к выводу, что ее принципы могут и должны применяться в странах Ближнего Востока, однако это должна быть именно классическая греческая демократия, а не ее американская модель. М.Свешникова, глубоко изучив вопрос, приводила цитаты из Корана, указав, в частности, что в нем исламское общество сравнивается с муравьиным, и отметив, что к нему нельзя применять стандартизированное понимание демократии. А.Шипилов обратил внимание присутствовавших на то, что в арабском мире сформировалась своя собственная традиция развития политических процессов. Г. Алексанян поддержал своего коллегу, подчеркнув, что источники прав человека в исламском и западном обществе отличаются и их сложно сочетать.

Последним вопросом, который удалось обсудить участникам, были причины стабильности монархических режимов на Ближнем Востоке. Среди основных причин были названы высокий уровень жизни, проистекающий из разумного распределения прибылей от продажи нефти, союзнические отношения с Соединенными Штатами Америки и некоторые особенности культуры и образования.

Рабочим языком обсуждения был арабский с последовательным переводом на русский. В целом игра проходила оживленно, участники активно задавали вопросы после первого раунда представления мнений, аргументировано спорили друг с другом, не забывая при этом о регламенте заседания. Новый формат игры стал полезным опытом для всех студентов и был единодушно поддержан для использования в дальнейшей практике.

В качестве наблюдателей на заседании присутствовали координатор преподавания арабского языка в магистратуре, старший преподаватель кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока Н.Пантюхин, преподаватель кафедры Т.Тюкаева и несколько студентов 3 курса бакалавриата, изучающих арабский язык.

Кафедра языков стран Ближнего и Среднего Востока



Распечатать страницу