Председатель Конституционного суда республики Индонезия Джимли Ассиддиг

31 мая 2005

Председатель Конституционного суда республики Индонезия Джимли Ассиддиг

Председатель Конституционного суда республики Индонезия Джимли Ассиддиг

31 мая с визитом в МГИМО побывал председатель Конституционного суда республики Индонезия Джимли Ассиддиг.

В своем выступлении г-н Ассиддиг рассказал об особенностях государственного устройства республики Индонезия, о Конституции республики и о проводимых в стране в последние годы конституционных реформах, о принципах работы Конституционного суда. По его словам, обращение к опыту Индонезии, которую отделяют от России многие тысячи километром, может быть интересно для нашей страны тем, что в этой республике также был осуществлен переход от авторитарного режима к политической демократии и рыночной экономике.

Республика Индонезия, как напомнил гость МГИМО, провозгласила свою независимость в 1945 году, и в том же году была принята ее Конституция. На протяжении ряда лет подавляющее большинство ее статей подвергались изменениям, и, «несмотря на то, что мы называем эту Конституцию Конституцией 1945 года, на самом деле, это новая Конституция» — сказал председатель Конституционного суда. Реформы, направленные на укрепление политической демократии и социальной рыночной экономики, в Индонезии проходили по трем основным направлениям. Эти реформы коснулись институтов государственной власти, судебной системы, а также сферы культуры. Опытом проведенных преобразований г-н Ассиддиг поделился в МГИМО.

Преобразования политических институтов в Индонезии были направлены на появление системы «сдержек и противовесов» между ветвями государственной власти. В результате этих преобразований законодательная власть Индонезии сейчас включает четыре основных института: Палату представителей и Палату региональных представителей, Народное консультативное собрание, наделенное специальными полномочиями (в частности, оно может выразить недоверие президенту), и специальный орган, контролирующий финансовую деятельность государства. Реформирование судебной системы привело к формированию в современной Индонезии трех основных институтов: Верховного суда, Конституционного суда и Национальной судебной комиссии, контролирующей работу судей, которые независимы, но подотчетны ей. Главой республики Индонезия и верховным представителем исполнительной власти является ее Президент. Что касается государственного устройства, то республика Индонезия является унитарным государством, но провинции, входящие в ее состав, обладают широкой автономией. Два региона страны обладают статусом специальной автономии, и это обусловлено существенным отличием их населения от жителей остальной части Индонезии. Несмотря на большую самостоятельность, все регионы напрямую подчиняются центральным органам власти.

Еще одно направление реформ, проходящих сейчас в Индонезии, о которых также рассказал г-н Ассиддиг, связано с судебной системой. Это направление состоит в том, что все существующие законы должны быть проверены на соответствие новой Конституции. Как рассказал председатель Конституционного суда, в Индонезии не было механизма судебного контроля, теперь он создан, и Конституционный суд проверяет соответствие законов Конституции. С другой стороны, юридический контроль, проверку законности и исполнения законов осуществляет Верховный суд.

Наконец, в Индонезии проходит реформирование в сфере культуры и образования. Пересматриваются законы, касающиеся высшего образования, а также законодательство, касающееся СМИ. Это, по словам г-на Ассиддига, должно способствовать изменению мышления и поведения граждан Индонезии, помочь им принять ценности демократии и рыночной экономики. Индонезия — страна, в которой живут люди множества национальностей, культур и религий, и реформирование проходит с учетом этого разнообразия. Двигаясь по направлению к демократии, необходимо поддерживать национальное единство, — сказал г-н Ассиддиг.

Индонезия является примером перехода от авторитаризма к демократии, и, в этой связи, индонезийский опыт и обмен информацией может быть полезен и для России. У наших стран нет поводов для соперничества, но есть множество оснований для сотрудничества и обмена мнениями — сказал г-н Ассиддиг. Сегодня в мире происходит множество изменений, связанных с глобализацией, и, в то же время, множество изменений на локальном уровне, связанных с этническим национализмом. Также, по словам политика, заслуживает внимание еще одна тенденция, когда, с одной стороны, межнациональные взаимодействия развиваются не только в направлении большей конкуренции, но и большего сотрудничества и партнерства. Он еще раз подчеркнул свое мнение, что Россия и Индонезия имеют гораздо больше направлений для партнерства, чем для конкуренции, не только на уровне правительств, но и на уровне людей. Среди схожих процессов, которые переживают наши две страны, г-н Ассиддиг назвал переход к демократии и рыночной экономике. В этой связи, он затронул вопрос поиска равновесия между либерализмом, с одной стороны, и социализмом, с другой, т.е. социально-ориентированной рыночной экономики. «Я думаю, перед нами стоят одинаковые вызовы и проблемы, связанные с этим реформированием» — сказал индонезиец. Также между нашими странами существуют и сходства: богатые природные ресурсы, опыт пост-коммунистического развития, мультикультурное население. Джимли Ассиддиг призвал задуматься об усилении сотрудничества между нашими странами, для того чтобы «сделать будущее более мирным, более справедливым и более благополучным».

После выступления г-н Джимли Ассиддиг ответил на ряд вопросов. Также он сделал МГИМО памятный подарок, в который вошли эмблема Конституционного суда Индонезии и текст Конституции Индонезии.

Отдел по связям с общественностью

 

Распечатать страницу