История и философия науки (Образование и педагогические науки)

2020 год

Цель дисциплины:
Целью дисциплины является ознакомление с историей изучения мировоззренческих и общетеоретических оснований научной методологии и особенностей ее применения в социогуманитарном знании; формирование у слушателей навыков работы с источниками в сфере философии образования, а также критического анализа достижений в данной области.
В задачи дисциплины входит раскрытие общих закономерностей возникновения и развития науки, основных этапов и методов научного исследования, особенностей их использования в исследовательской, аналитической и педагогической деятельности педагога, обладающего компетенциями в сфере международных отношений.

Краткое содержание:
Содержание курса составляет изучение основных теоретико-методологических проблем и подходов, существующих в современной философии науки в связи с развитием научного знания в целом и педагогического знания в частности.
Общие проблемы философии науки
Предмет и метод философии науки. Историческое развитие знания: анализ методологических подходов. Структура научного знания и его соотношение с другими видами знания. Типы рациональности. Рационализм и иррационализм. Место науки в современной культуре. Наука как социальный институт. Наука и образование.

Философские проблемы социогуманитарного знания
Специфика социально-гуманитарного знания. Аксиологическая и антропологическая составляющие социально-гуманитарного знания. Пространство и время в современной философии и науке. Проблема истинности в современном социально-гуманитарном знании. Коммуникативный характер социально-гуманитарного знания. Объяснение, понимание, интерпретация. Социокультурные детерминанты научной методологии. Роль социально-гуманитарного знания в современном обществе.

Философия педагогики: сущность, цель, основные исторические этапы
Философия педагогики в системе философии науки. Периодизация, основные исторические этапы. Специфика научности в педагогике. Междисциплинарные возможности педагогической науки. Перспективы развития педагогического знания в контексте современных общественных проблем. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука в контексте педагогического знания. Информация, техника и технология в воспитательном, научно-педагогическом и философском измерениях. Современные теории научного знания о его возможностях и лимитах. Философия педагогики в России.